США ужесточают санкции против РФ. В ответ на это в Кремле заявили, что Россия не хочет входить в очередное «санкционное пике». О том, какие именно санкции вводят и есть ли чем ответить на это Москве, рассказывает экономист Дмитрий Прокофьев.
Санкции, как они есть
Вчера Сенат США одобрил согласованную еще 12 июня комитетами по банкам и иностранным делам и внесенную лидером республиканского большинства в Сенате Митчем Макконнеллом поправку S.722 о санкциях в отношении Ирана. Вторая глава принятого законопроекта содержит новый пакет санкций в отношении Российской Федерации под названием «Закон о противодействии российскому влиянию в Европе и Евразии от 2017 года».
Теперь законопроект перейдет на рассмотрение палаты представителей конгресса, откуда в случае утверждения отправится на подпись президенту США. По существу закон объединил так называемые законопроекты Маккейна – Кардина (законодательное закрепление существующих санкций) и Крапо – Брауна (значительное расширение секторальных и индивидуальных санкций). Официальная формулировка гласит, что санкции вводятся «за нарушение территориальной целостности Украины и Крыма, наглые кибератаки и вмешательство в <американские президентские> выборы, а также продолжающуюся агрессию в Сирии».
Вероятность принятия законопроекта Конгрессом высока, и, скорее всего, он будет принят подавляющим большинством голосов. Конечно, теоретически Дональд Трамп может наложить на закон вето, но расклад голосов в обеих палатах позволяет легко преодолеть вето президента. Кроме того, попытка противодействия со стороны Белого дома санкционным мерам Конгресса против действий российского правительства будет расценена как свидетельство вовлеченности Трампа и его окружения в закулисные сделки с Москвой.
Почему это важно?
Принятый законопроект не только значительно ужесточает санкции в отношении России, но и существенно усложняет процедуру их снятия. Дело в том, что действующий санкционный режим базируется на пяти указах президента Барака Обамы. До вчерашнего дня эти указы могли быт отменены такими же указами Дональда Трампа без обращений в Конгресс США.
Согласно новому закону, в случае если президент США захочет предпринять любые действия по ослаблению санкций и выводу из-под их действия конкретных санкционированных физических и юридических лиц, то он должен будет обосновать такие действия в специальном докладе профильным комитетам обеих палат, у которых затем будет 30 дней на его обсуждение и внесение либо одобрительной, либо отвергающей совместной резолюции (принимаются без внесения поправок и обсуждения на пленарном заседании). Президент может наложить вето на отрицательную резолюцию Конгресса, но это связано для него с серьезными политическими рисками.
Фактически законопроект дает Конгрессу полный блок на снятие или смягчение санкций, введенных «в ответ на агрессивные действия Российской Федерации», как это сформулировано в документе.
В чем разница с прежним «санкционным режимом»?
Сразу несколько санкционных пакетов – «крымский», «донбасский», «хакерский», «сирийский», «правозащитный» – теперь совмещены в единый расширенный пакет.
Другое принципиальное нововведение – законодательная привязка «донбасских санкций» к выполнению Россией Минских соглашений 2015 и 2014 годов. Теперь никакой «размен Сирии на Донбасс» невозможен по закону. Чтобы снять «донбасские санкции» необходимо выполнить Минские соглашения, ключевым пунктом которых является восстановление контроля Украины на протяжении всей своей границы.
Есть и еще одно важное новшество. Еще в 2014-2015 годах в США были приняты «Акт в поддержку суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности Украины» (Федеральный закон №113–95 от 3 апреля 2014 года) и «Акт в поддержку свободы Украины» от 18 декабря 2014 года (Федеральный закон №113–272). Действия в рамках этих законов оставались на усмотрение президента США, с формулировкой «президент может». Теперь формулировка изменена на «президент должен».
«Финансовый» вопрос
Законопроект существенно расширяет и ужесточает секторальные санкции, распространяя их на новые отрасли российской экономики. Кроме финансового, нефтяного и оборонного секторов предлагается распространить ограничения по привлечению долгового финансирования на предприятия газовой, металлургической, горнодобывающей промышленности, энергетики, железнодорожного и морского транспорта. Конкретный перечень включенных в санкционные списки российских компаний будет, как и сейчас, определять Министерство финансов США.
Срок допустимого предоставления долгового финансирования еще больше сокращается. Для банков он будет составлять 14 дней вместо нынешних 30, для других секторов – 30 дней вместо нынешних 90.
В законопроекте при этом содержится требование и предусматривается юридическая возможность распространить эти ограничения на авансирование экспортных сделок и частное размещение акций (скорее всего, главная цель этих санкций – «Роснефть»). Ограничения по долговому финансированию предлагается распространить и на ценные бумаги суверенного долга РФ (суверенные евробонды и ОФЗ), а это в принципе может иметь болезненные последствия для российского валютного рынка. Параллельно предусматриваются ограничения на операции российских финансовых институтов с федеральными казначейскими облигациями США.
Расширяются критерии запрета на предоставление технологий глубоководного бурения и добычи нефти на морском шельфе, в том числе в Арктике, а также для разработки сланцевых месторождений нефти (теперь запрет распространяется на любые частные компании, где есть любая имущественная доля санкционированных физических и юридических лиц).
«Личный» вопрос
Отдельного внимания заслуживают меры, введенные в отношении, дословно, «коррумпированных российских деятелей, пытающихся избежать санкций» («corrupt Russian actors; those seeking to evade sanctions»).
В отношении таких «деятелей» за попытки обхода санкционного режима через перерегистрацию компаний на близких родственников и соратников лиц, находящихся в санкционных списках, предусмотрены блокировка активов и счетов и запрет на въезд в США.
Почему нашу экономику не спасут ни нефть, ни газДополнительно введено весьма жесткое ограничение на инвестиции в строительство, ремонт и обслуживание российских экспортных нефте- и газопроводов, включая продажу, лизинг или предоставление услуг, технологий, информации и другой поддержки на сумму свыше $1 млн или более $5 млн в течение 12 месяцев. Целью этого ограничения, видимо, являются инвесторы, сервисные компании и подрядчики «Газпрома», «Роснефти» и «Новатэка» – все сплошь приближенные к руководству этих компаний бизнесмены.
Кроме того, появилось ограничение на частные инвестиции свыше $10 млн в приватизацию государственных пакетов акций российских компаний, «если она совершается в интересах госчиновников, их партнеров и родственников». Таким образом, Конгресс демонстрирует отсутствие у него каких-либо иллюзий в отношении «приватизационных сделок» российского правительства и понимание того, в чьих интересах они совершаются.
Наконец, чувствительной для российских «corrupt actors» мерой может стать разрешение Министерству финансов США применять в отношении российских физических лиц меры по противодействию терроризму.
Сюда же следует добавить требования о предоставлении президентом Конгрессу США ежегодных докладов о российских олигархах и их близости к политическому руководству, а также о создании Минфином США специального подразделения, которое будет заниматься отслеживанием и перекрытием относящихся к России потоков незаконных финансовых средств в финансовой системе США.
Насколько санкции повлияют на экономику России?
А вот тут не все однозначно. На самом деле, краткосрочный эффект от санкций невелик. Да, Россию отгородили от мировой финансовой системы, но российская экономика не нуждается сейчас в заемных деньгах. Российская экономика стагнирует не из-за санкций, а из-за своей структуры. Государство намеренно вытесняет с рынка большинство бизнесов, соответственно капитал ищет другие рынки. Как остроумно выразился российский экономист Андрей Мовчан, главную и единственную санкцию против России ввел рынок нефти.
Экономика сильно сокращается, она начала стагнировать еще с 2012 года, бизнес не хочет развивать ничего нового, но российская верхушка, контролирующая сырьевые ресурсы страны, чувствует себя превосходно. За последние два года стагнации доходы самой обеспеченной части россиян выросли на 10%, у трех четвертей населения они упали на 20%, наши соотечественники экономят, как никогда не экономили за последние пять лет, но власти это нисколько не беспокоит. Напротив, в обнищании населения хозяева страны видят гарантию финансовой стабильности системы – резко снизился спрос на импорт, а значит, и на доллары, поэтому нет нужды бояться за сохранение золотовалютных резервов, поскольку нефтедоллары продолжают приходить в страну. Доходы бюджета сократились, однако как раз на них санкции и не влияют. Зато санкции дают властям превосходное политическое объяснение экономической рецессии, происходящей в стране, рецессии, которая – внимание – снижает доходы россиян, но не сказывается на уровне потребления и качестве жизни тех, кто принимает решения.
Что может быть ответом на санкции?
Российская экономика не превышает двух процентов от мировой экономики, с точки зрения своего места на мировой технологической и деловой карте, Россия – это «нефтегазовая компания». Доля российского рубля в мировом обороте составляет десятые доли процента. Ничего критичного Россия у Америки не покупает, ничего критичного ей не продает. То есть ответить США «в экономическом смысле» не получится.
Почему в России так много бедных?Тем не менее, Россия будет отвечать, в точном соответствии с насмешливым заявлением замечательного российского олигарха, живущего в Лондоне: «Санкции там, нормы, права – какие? У нас была всегда норма – 125 граммов хлеба в сутки…! Вот это и будет ответом на санкции их ...». Так и будет: яхты, особняки в Лондоне, виллы в Биаррице, счета в Швейцарии для привилегированной верхушки и – «снижение нормы» для всех остальных. Правда, 125 граммов хлеба тоже пока не будет, Россия в смысле уровня и качества потребления опустится еще ниже, примерно в 2004 год, с тенденцией к дальнейшему падению доходов всех, кто не входит в число приближенных к эксплуатации и охране сырьевых ресурсов.
По данным Росстата, уровень жизни в России падает практически без остановок с октября 2014 года. Накопленным итогом спад превысил 15%, а в апреле ускорился втрое – до 7,6%.
За последние 30 месяцев статистика лишь однажды зафиксировала рост доходов населения в реальном выражении – в январе 2017-го, что, однако, стало результатом разовой выплаты пенсионерам. Ну, а теперь и пенсионерам вместо выплаты можно будет еще посмотреть телевизор, где владельцы американской недвижимости расскажут им про плохую Америку.
Автор – экономист Дмитрий Прокофьев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Материалы по теме
- Экспертное мнение
- 2017.12.29 11:40Неформальные итоги: с чем Россия уходит в новый год?
- 2017.12.28 12:34Важнее экономики: что и почему предлагает кандидат «против всех»?
- 2017.12.26 1:59Может ли Россия «отключить» Европе газ?
- 2017.12.20 4:57Сотворят ли налоговые реформы Трампа «экономическое чудо»?
- 2017.12.15 9:48Что хотели от ЕАЭС и что получили?
- 2017.12.14 3:23«Рельсовая война» Украины и России
- 2017.12.12 9:55Русские на астероидах: вопреки законам природы
- 2017.12.07 4:08Как допинг победил спорт
- 2017.12.04 5:27Кому на самом деле принадлежат золотовалютные резервы Центрального банка?
- 2017.12.01 2:29Оружейные короли мира
- 2017.11.14 11:18Почему Дональду Трампу сопутствует экономический успех?
- 2017.11.10 1:05Тайна первого «внешторга». Зачем большевикам понадобилась монополия внешней торговли?
- 2017.11.07 12:13Как биткоин изменит мир
- 2017.10.31 2:55Из-за чего растет мировая экономика?
- 2017.10.27 12:11Шелковый путь глазами Китая
- 2017.10.25 4:45Почему одни экономические союзы успешные, а другие – нет?
- 2017.10.20 12:10Женский выбор
- 2017.10.19 1:25Почему у России не получается «повернуть на Восток»?
- 2017.10.17 12:41В тупике бедности
- 2017.10.16 9:45Почему Каталония останется в Испании?
- 2017.10.10 10:23Почему мы делаем глупости? Отвечает Ричард Талер
- 2017.10.09 1:46ВТО: неплохо, но пока бесполезно
- 2017.10.04 3:20Нефтезависимые оптимисты
- 2017.10.02 5:35За чертой: пять поучительных историй о «жизни под санкциями»
- 2017.09.22 3:39Труба раздора: почему Украина не хочет приватизировать ГТС?
- 2017.09.21 12:59Сладкие и пушистые. Тысяча лет российского экспорта
- 2017.09.19 2:40Почему нельзя ограничивать импорт?
- 2017.09.13 12:52Денег нет: как устроен российский бюджет?
- 2017.09.11 9:32Что будет с российской экономикой?
- 2017.09.08 9:37Дело тонкое. Почему не получается «развить» Дальний Восток?
- 2017.09.06 9:42В экономике России рост за счет нищего населения
- 2017.09.04 10:02Госплан российских чиновников убьет конкуренцию и бизнес
- 2017.08.25 1:43Российские банки – друзья и враги
- 2017.08.23 3:21Почему Россия прощает долги другим странам
- 2017.08.21 12:56Чем опасны китайские инвестиции
- 2017.08.18 9:35Придумано в Америке, украдено в Китае: промышленный шпионаж набирает обороты
- 2017.08.16 9:39Отток капитала из Китая: в чем проблема?
- 2017.08.11 12:15Духовные близнецы: чем похожи Россия и КНДР?
- 2017.08.09 1:28Adidas, ты куда?
- 2017.08.07 9:51Евросоюз с США не поссорятся, а Китаю мы не нужны
- 2017.08.04 9:38Рубль мог бы стоить дешевле. Нам еще повезло
- 2017.08.02 9:55Венесуэльские уроки для России: как делать не надо
- 2017.07.31 9:35Кто пострадает из-за американских санкций?
- 2017.07.27 10:17Для Лукашенко дружба с Украиной – билет в Европу
- 2017.07.26 9:55Ракетный конфликт между США и Россией: что произошло?
- 2017.07.20 9:45Что Россия может производить вместо нефти?
- 2017.07.17 9:40Евросоюз и Украина: от ассоциации до членства один шаг
- 2017.07.13 9:53Может ли Россия повторить экономическое чудо Польши?
- 2017.07.11 9:40Проект «Троеморье» – упущенный шанс России
- 2017.07.07 9:36Никакие разговоры с Трампом не изменят экономическое положение России
- 2017.07.05 9:51Когда закончится эра «Газпрома»?
- 2017.06.30 10:06Что происходит с Евросоюзом?
- 2017.06.26 10:28Вопреки. В чем причины роста украинской экономики?
- 2017.06.23 10:15БРИКС – это мыльный пузырь
- 2017.06.19 10:05Что происходит с экономикой Китая?
- 2017.06.13 12:52Газовый тупик: «Сила Сибири» китайцам не нужна
- 2017.06.05 9:27Почему нашу экономику не спасут ни нефть, ни газ
- 2017.05.26 12:00Оставьте предпринимателя в покое
- 2017.05.23 9:32Почему в России так много бедных?
- 2017.05.17 11:13Почему пенсионеры получают мало и будут получать ещё меньше?
- 2017.05.15 1:54Руанда, Польша и другие: экономики, с которых России стоит взять пример
- 2017.05.04 10:28Почему рубль стоит столько, сколько стоит?
- 2017.04.18 9:39Русско-китайская арифметика: нужна ли Россия Китаю?
Комментарии