В Евросоюзе призвали украинские власти отозвать одобренный ранее правительством Украины законопроект, запрещающий приватизацию будущего оператора газотранспортной системы страны – компании «Магистральные газопроводы Украины», – поскольку это перекрывает путь инвесторам. Почему украинцы не спешат приватизировать ГТС? Об этом и не только рассказывает экономист Дмитрий Прокофьев.
Остались без инвесторов
«Евросоюз требует от Украины продать газовую трубу!» – сообщают информационные агентства. Для российского уха слова «продать трубу» звучат как труба Апокалипсиса. Если «продать» газовую трубу, то должно произойти что-то ужасное и пора спасаться.
На самом деле ничего страшного не происходит. Просто Януш Копач, глава секретариата Европейского Энергосообщества, написал письмо вице-премьеру Украины Владимира Кистиону. В этом письме европейский чиновник напомнил, что «привлечение внешних инвестиций в газотранспортную систему оказалось фактически заблокированным». Произошло это после того, как летом этого года Кабинет министров Украины одобрил законопроект №6778, которым предлагается включить ПАО «Магистральные газопроводы Украины» в список предприятий, не подлежащих приватизации.
То есть, если украинская ГТС останется государственной, в нее не придут частные деньги, предупреждает Евросоюз. Дальше – дело ваше.
ПАО «Магистральные газопроводы Украины» было создано в качестве компании, к которой от ПАО «Укртрансгаз» должны были перейти функции оператора газотранспортной системы. Но без частных инвестиций и хорошего корпоративного управления этому оператору придется сложно.
Чего на самом деле Евросоюз ожидает от Украины?
Старая история
На самом деле все то, о чем напоминает секретариат Европейского Энергосообщества украинским властям, было прописано еще лет десять назад, при президенте Ющенко и премьере Тимошенко, в совместной декларации Украины и Евросоюза по модернизации украинской газотранспортной системы. Соглашение стало итогом Международной инвестиционной конференции по вопросам модернизации украинской ГТС в Брюсселе. Документ этот был многократно опубликован, мы же изложим его суть.
В тексте декларации указывалось, что правительство Украины готово обеспечить независимость оператора украинской ГТС, а также позволить ему работать на коммерческих принципах. Кроме того, в документе было записано следующее:
«Правительство должно обеспечить в соответствии с международными финансовыми стандартами и практиками прозрачность и открытость заемщика, назначенного для осуществления модернизации газотранспортной системы, с целью обеспечения равного и фактического доступа к соответствующей финансовой и технической информации, а также – контроля за использованными средствами, предназначенными для модернизации украинской ГТС».
То есть сделать так, чтобы украсть деньги, направленные на модернизацию газопроводов, стало сложно.
И еще десять лет назад, услышав слова о «прозрачности» и «независимости» газотранспортной системы, российская сторона, участвовавшая в этой самой конференции, была в такой ярости, что делегация России демонстративно покинула форум после объявления церемонии подписания итоговой декларации. «Нам не интересно, что будет дальше. И так все ясно», – заявил заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев.
Тогдашний министр энергетики России Сергей Шматко объяснил свою позицию в более дипломатичных выражениях. «Приехав сюда, мы с удивлением обнаружили, что производители и поставщики остались в стороне от подготовки декларации», – сказал он. «Любая модернизация украинской газотранспортной системы без консультаций с Российской Федерацией представляется неразумной», – добавил начальник по энергетике. Удивлению министра действительно не было границ. Как это государственная «труба», хоть бы и украинская, может стать «частной» и «прозрачной»?
Почему украинская газотранспортная система и проблемы ее развития так взволновали российских министров и газовиков?
Сделка века
Для ответа надо вспомнить, что такое украинская ГТС, как она появилась и какую роль она играет в российской экономике.
Украинская ГТС – одна из крупнейших в мире. Это 35600 километров газопроводов, 73 компрессорные станции, 705 газоперекачивающих агрегатов, 1462 газораспределительные станции, 13 подземных хранилищ газа (одно из них – в Крыму) с активным объемом хранения в 32 миллиарда кубометров газа.
Это уникальный актив, появившийся в результате великой сделки прошлого столетия, – «газ в обмен на трубы». В 1970 году между Западной Германией и Советским Союзом было заключено долгосрочное соглашение о поставке в СССР труб большого диаметра, газоперекачивающих агрегатов и другого оборудования. Советская сторона должна была заплатить за все это добро природным газом из западносибирских месторождений. И все эти советские газопроводы стали производной от немецких промышленных технологий.
Так началась история транзита газа через территорию Украины. И как верно заметил германский коммерсант Отто Вольф фон Амеронген, на протяжении сорока лет возглавлявший так называемый Восточный комитет немецкой экономики, «политическая риторика – чепуха»: «А газопровод через континент – это инструмент, привязывающий не только нас к советским поставкам, но и, наоборот, ставящий их «кран» в зависимость от Запада».
Суть разногласий
Немецкий делец оказался прав – через полвека после заключения «великой сделки» у российской стороны, вопреки любой политической риторике, нет полноценной альтернативы украинской ГТС. Все многочисленные «потоки» еще далеко не построены. Так же как и не построена «принимающая» инфраструктура для новых российских трубопроводов.
Кстати, суть претензий Европейской стороны к «Северному потоку-2» заключается вовсе не в политике и даже не имеет прямого отношения к санкционному режиму. Условия для «Северного потока-2», да и для любого газопровода в Европе, согласно правилам Третьего энергопакета, обязывают предоставить возможность и другим поставщикам газа – помимо «Газпрома» – продавать газ из этой «трубы».
По факту Евросоюз требует от «Газпрома» отказаться от монопольного права поставщика, продавца и оператора газпровода. Хотите строить газопровод – стройте. Но он не должен стать политическим инструментом. Доступ к трубе должны иметь все. Не хотите играть по этим правилам – очень жаль.
В чем суть существующих разногласий ЕС и РФ во взгляде на «европейское газовое будущее»?
Правило без исключений
Позиция Европы: «энергетическая безопасность» – это когда много поставщиков газа и «прозрачные» газотранспортные сети, в которых нет монополиста, определяющего, допускать туда того или иного поставщика газа или нет.
Позиция России: «энергетическая безопасность» – это когда есть один «Газпром» и несколько трубопроводов, которые на самом деле тоже «Газпром». Это примерно как если бы вам предложили вместо трех магазинов на улице с разными ценами и ассортиментом тоже как бы три магазина, но с одним хозяином, с одинаковым ассортиментом и с одинаковыми ценами, да еще и запретили бы заходить на другую улицу. С точки зрения Европы, это не «безопасность», а желание российского газового монополиста быть монополистом европейским.
Поэтому регулирующие органы ЕС принимают резолюции о поддержке разных маршрутов поставок газа, а также о развитии сети терминалов для сжиженного природного газа. Строятся трансграничные перемычки, чтобы обеспечить переброску газа из страны в страну на случай, если в России опять решат остановить подачу газа. Ну и приватизация украинской ГТС, без которой невозможно привлечь инвестиции для ее модернизации, – требование из того же ряда.
Парадоксально, но нежелание украинской стороны пустить частные деньги – и независимых директоров – в ПАО «Магистральные газопроводы Украины» свидетельствует о том, что в украинской экономике «появились деньги». Когда государственная компания не генерирует денежный поток, коррумпированные менеджеры и политики не стремятся сохранить ее под своим контролем. И когда вы слышите, что «за большой компанией нужен политический контроль», это значит, что там есть деньги, которые чиновники хотят обратить в свою пользу. Это правило без исключений, и действует оно в Украине, в Венесуэле, в России и в любой другой стране.
Автор – экономист Дмитрий Прокофьев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Материалы по теме
- Экспертное мнение
- 2017.12.20 4:57Сотворят ли налоговые реформы Трампа «экономическое чудо»?
- 2017.12.15 9:48Что хотели от ЕАЭС и что получили?
- 2017.12.14 3:23«Рельсовая война» Украины и России
- 2017.12.12 9:55Русские на астероидах: вопреки законам природы
- 2017.12.07 4:08Как допинг победил спорт
- 2017.12.04 5:27Кому на самом деле принадлежат золотовалютные резервы Центрального банка?
- 2017.12.01 2:29Оружейные короли мира
- 2017.11.14 11:18Почему Дональду Трампу сопутствует экономический успех?
- 2017.11.10 1:05Тайна первого «внешторга». Зачем большевикам понадобилась монополия внешней торговли?
- 2017.11.07 12:13Как биткоин изменит мир
- 2017.10.31 2:55Из-за чего растет мировая экономика?
- 2017.10.27 12:11Шелковый путь глазами Китая
- 2017.10.25 4:45Почему одни экономические союзы успешные, а другие – нет?
- 2017.10.20 12:10Женский выбор
- 2017.10.19 1:25Почему у России не получается «повернуть на Восток»?
- 2017.10.17 12:41В тупике бедности
- 2017.10.16 9:45Почему Каталония останется в Испании?
- 2017.10.10 10:23Почему мы делаем глупости? Отвечает Ричард Талер
- 2017.10.09 1:46ВТО: неплохо, но пока бесполезно
- 2017.10.04 3:20Нефтезависимые оптимисты
- 2017.10.02 5:35За чертой: пять поучительных историй о «жизни под санкциями»
- 2017.09.21 12:59Сладкие и пушистые. Тысяча лет российского экспорта
- 2017.09.19 2:40Почему нельзя ограничивать импорт?
- 2017.09.13 12:52Денег нет: как устроен российский бюджет?
- 2017.09.11 9:32Что будет с российской экономикой?
- 2017.09.08 9:37Дело тонкое. Почему не получается «развить» Дальний Восток?
- 2017.09.06 9:42В экономике России рост за счет нищего населения
- 2017.09.04 10:02Госплан российских чиновников убьет конкуренцию и бизнес
- 2017.08.25 1:43Российские банки – друзья и враги
- 2017.08.23 3:21Почему Россия прощает долги другим странам
- 2017.08.21 12:56Чем опасны китайские инвестиции
- 2017.08.18 9:35Придумано в Америке, украдено в Китае: промышленный шпионаж набирает обороты
- 2017.08.16 9:39Отток капитала из Китая: в чем проблема?
- 2017.08.11 12:15Духовные близнецы: чем похожи Россия и КНДР?
- 2017.08.09 1:28Adidas, ты куда?
- 2017.08.07 9:51Евросоюз с США не поссорятся, а Китаю мы не нужны
- 2017.08.04 9:38Рубль мог бы стоить дешевле. Нам еще повезло
- 2017.08.02 9:55Венесуэльские уроки для России: как делать не надо
- 2017.07.31 9:35Кто пострадает из-за американских санкций?
- 2017.07.27 10:17Для Лукашенко дружба с Украиной – билет в Европу
- 2017.07.26 9:55Ракетный конфликт между США и Россией: что произошло?
- 2017.07.20 9:45Что Россия может производить вместо нефти?
- 2017.07.17 9:40Евросоюз и Украина: от ассоциации до членства один шаг
- 2017.07.13 9:53Может ли Россия повторить экономическое чудо Польши?
- 2017.07.11 9:40Проект «Троеморье» – упущенный шанс России
- 2017.07.07 9:36Никакие разговоры с Трампом не изменят экономическое положение России
- 2017.07.05 9:51Когда закончится эра «Газпрома»?
- 2017.06.30 10:06Что происходит с Евросоюзом?
- 2017.06.26 10:28Вопреки. В чем причины роста украинской экономики?
- 2017.06.23 10:15БРИКС – это мыльный пузырь
- 2017.06.19 10:05Что происходит с экономикой Китая?
- 2017.06.15 10:35Чем Россия может ответить на санкции США?
- 2017.06.13 12:52Газовый тупик: «Сила Сибири» китайцам не нужна
- 2017.06.05 9:27Почему нашу экономику не спасут ни нефть, ни газ
- 2017.05.26 12:00Оставьте предпринимателя в покое
- 2017.05.23 9:32Почему в России так много бедных?
- 2017.05.17 11:13Почему пенсионеры получают мало и будут получать ещё меньше?
- 2017.05.15 1:54Руанда, Польша и другие: экономики, с которых России стоит взять пример
- 2017.05.04 10:28Почему рубль стоит столько, сколько стоит?
- 2017.04.18 9:39Русско-китайская арифметика: нужна ли Россия Китаю?