Общество

В Петербурге решают, какие они - настоящее и будущее Арктики

В Санкт-Петербурге сегодня и завтра проходит международный форум "Арктика: настоящее и будущее". Примечательно, что в городе, где находятся обвиняемые в хулиганстве защитники Арктики – активисты Гринпис, проходит крупная конференция, где решают вопросы разведки и добычи углеводородов в условиях Арктики и транспортно-транзитного потенциала региона, повышения эффективности присутствия России в высоких широтах, развития социально-экономического потенциала заполярных областей, проведения научных исследований.

Форум организован под эгидой ассоциации полярников, при поддержке правительства Санкт-Петербурга, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, заинтересованных министерств и ведомств, региональных органов власти, ведущих компаний, участвующих в освоении Арктики, некоммерческих и научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений. Участвуют в работе форума руководители субъектов Федерации ряда регионов Северо-Запада, Сибири, Крайнего Севера.

В то же время дочерняя компания российского государственного энергетического гиганта «Газпром» «Газпром нефть шельф», в распоряжении которой находится платформа «Приразломная», где активисты Гринпис устроили в сентябре свой протест, заявила, что после многочисленных задержек она планирует начать буровые работы в декабре 2013 года, и что сейчас буровая установка работает в тестовом режиме. Планом будущего года предусмотрена добыча 600 000 тонн нефти, и компания заявляет, что пик добычи придется на 2021 год, когда платформа будет работать на максимуме производительности, добывая 6 миллионов тонн в год.

Многие кампании при этом уже отказались от добычи нефти в Арктике, среди них: Total,  Лукойл, Chevron. Причина – крайне высокие экологические стандарты в других странах арктического шельфа, за исключением России. Теперь такие  компании как Statoil и Shell, которые не пустили работать на Аляске, собираются добывать нефть в партнерстве с российскими «Роснефтью» и «Газпромом» в российской Арктике.

Как сообщают в Гинпис, правительство Норвегии отказалось от любых планов бурения на своей части Арктического шельфа, не уступив, в отличие от России, лобби нефтяных корпораций. До принятия этого решения в августе 400 активистов Гринпис проводили протестные акции в норвежском секторе арктического шельфа районе Лофотенских островов.

«При этом норвежская компания Statoil, не получив прав на бурение на своей территории, планирует прийти в Россию, как в страну третьего мира, где за деньги можно губить природу», - говорят в Гринпис.

Бурение в условиях Арктики, по мнению некоторых специалистов, не только опасно, но и очень затратно.

Ещё в 2012 году, тогдашний министр экономического развития России  Андрей Белоусов на заседании правительства говорил: "Учитывая, что в России в целом по стране мы планируем добывать порядка 510 млн тонн, это означает, что за 20 лет - с 2010 года по 2030 год - у нас прирост добычи нефти за счет шельфа составит менее 10% от объема добываемых ресурсов. Это колоссально мало по сравнению с теми инвестициями - более 9 трлн рублей - которые планируется туда вложить».

Есть и опыт конкретных компаний, так Cairn Energy потратила 1,2 млрд долларов на бурение вблизи Гренландии и не нашла запасов углеводородов, а «Газпром» фактически остановил разработку гигантского Штокмановского месторождения из-за чрезмерных затрат. ConocoPhillips, совместно с Keppel пытающаяся создать буровое судно ледового класса, заморозила проект и отменила планы начать бурение в Чукотском море в будущем году.

«Никто не интересуется буровыми судами ледового класса. Все внимание уделяется сланцевой нефти», — считает Чу Чау Бэн, генеральный директор крупнейшего в мире производителя буровых установок Keppel.  Добыча сланцевой нефти обходится достаточно дорого, но не дороже глубоководных проектов, а сланцевый газ, всего за несколько лет удовлетворивший спрос в США, вероятно, станет популярен и в других странах, считаеет эксперт.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...