Политика

ВАС больше не будет

Госдума 20 ноября приняла во втором чтении президентский законопроект об объединении двух судов – Верховного (ВС) и Высшего арбитражного (ВАС). Реформа предполагает упразднение Высшего арбитражного суда с передачей его полномочий в юрисдикцию Верховного суда. Предстоящая судебная реформа вызвала   шок у руководства  Высшего арбитражного суда, сообщает «Полит. Ру».

При этом, согласно рекомендация Комитета Госдумы  по конституционному законодательству и государственному строительству были отклонены все три поправки думской оппозиции к законопроекту.

Напомним, с предложением объединить Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ 21 июня 2013 Г. на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума выступил президент России Владимир Путин «в целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с органами государственной власти и органами местного самоуправления». По замыслу президента, реформа направлена на гуманизацию уголовного законодательства и искоренение обвинительного уклона в работе правоохранительной и судебной системы. Помимо этого, в объединенной судебной структуре будут упрощены и оптимизированы порядок и практика судопроизводства и устранено дублирование.

Отзывы на законопроект с поправками к Конституции «О Верховном суде и прокуратуре» и переходными положениями к ним направили в Госдуму правительство, ВС и ВАС. У правительства претензий к проекту не оказалось. В отзыве ВС за подписью первого зампреда суда Петра Серкова есть лишь одно замечание – к необходимости при формировании «первоначального состава» объединенного суда проходить квалификационный экзамен. ВАС же воспринял идею Путина «в штыки» как таковую. С 7 октября, когда законопроект поступил в Госдуму, ВАС не оставлял попыток  противодействовать принятию этого законопроекта или, по крайней мере, затянуть процесс реформы. В своем 14-страничном отзыве ВАС, подписанном его главой Антоном Ивановым, жестко осудил инициативу Путина о реформировании судов и высказался против своего упразднения. ВАС опасается краха арбитражного судопроизводства, а больше всего – увольнений сотрудников, связанных с ликвидацией ВАС. Предполагается, что количество судей в «новом»Верховном суде увеличится всего лишь с 125 до 170, а это значит, что на работу туда попадут в лучшем случае половина из  штатных сотрудников Высшего арбитражного суда (их около 100). В попытке противостояния президентской инициативе ВАС призвал заодно ликвидировать и Верховный суд, чтобы, так сказать, «уравнять права». А 10 октября в знак протеста против законопроекта с подачи своего руководства семь судей Высшего арбитражного суда подали в отставку, по всей вероятности, решив не дожидаться ликвидации ВАС.

Впрочем, опасения председателя Высшего арбитражного суда Антона Иванова, связанные с предстоящим слиянием судов, вполне объяснимы. Если даже ему удастся попасть в объединенную структуру, то только на вторых ролях. Впрочем, скорее всего, он не уверен даже в этом. Еще в кулуарах Петербургского экономического форума он выразился, что объединенный суд превратится в «динозавра, управляемого маленьким мозгом, требующим настройки». Вряд ли под этим «маленьким мозгом» он подразумевал себя.

Большинство экспертов также считает, что наиболее вероятной кандидатурой на председательство в«новом» Верховном суде является его нынешний глава Вячеслав Лебедев. А учитывая давнее противостояниедвух высших судебных инстанций, рассчитывать на теплый прием Антону Иванову и его соратникам вряд ли стоит.

Сам Иванов, сменив в январе 2005 года прежнего председателя ВАС, провел тотальную чистку в своей структуре, уволив и отправив «на заслуженный отдых»несколько судей ВАС, председателей Московского и еще 14 арбитражных судов субъектов федерации, а также несколько десятков судей первой инстанции. Впрочем, не дотягивает Иванов до поста главы объединенного Верховного суда и элементарно по профессиональным признакам – судейской практики у него нет.

Скорее всего, Антону Иванову предстоит  большое аппаратное поражение перед нынешним руководителем ВС, и речь идет, скорее всего, о поглощении Высшего арбитражного суда судом Верховным.

Заметим, что количество дел, которые рассматривает ВАС, крайне невелико. К примеру, по данным СМИ, их меньше за год, чем дел, рассмотренных в одном только Подмосковье в судах общей юрисдикции . При этом степень «нездоровой активности» ВАСа весьма высока, отмечает источник, близкий к Кремлю: «Понятно, что Антону Иванову хочется закрепить свое положение. Он всегда стремился добавить себе полномочий. Постоянно пытался залезть в чужую юрисдикцию».

Постоянно нарушая сложившуюся судебную практику, лоббируя сомнительные законодательные инициативы, Иванов пытался самоутвердиться, отмечает источник «Независимой газеты» на Охотном ряду: «Иванов вносил в судебную практику элемент нездорового непрофессионализма. Прежде всего, управленческого». Иванов слишком часто выступал с различными заявлениями, характеризуя работу судов общей юрисдикции, что вызывало нарекания со стороны представителей ВС.

Ярким подтверждением несостоятельности российского арбитража является стремление отечественных предпринимателей судиться не в России, а в других странах.

В целом политологи комментируют происходящее как очередную победу «клана Путина» над «кланом Медведева». Считается, что Верховный суд, возглавляемый Вячеславом Лебедевым, пользуется политической поддержкой со стороны кремлевской фракции силовиков из структур безопасности. А Высший арбитражный суд, которым руководит Антон Иванов, ближе к либерально-реформаторской группе «цивиликов», связанной с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Предстоящая централизация судебной системы предполагают внесение поправок в российскую конституцию, которая сейчас разделяет две судебные системы. Однако эксперты единодушны, что под руководством Путина изменить формулировки в конституции будет довольно легко. Инициатива президента нацелена на оптимизацию судебной структуры в целом и создание мощного единого центра принятия решений. Это будет самое крупное организационное изменение в российском государстве после череды объединений начала 2000-х годов, осуществленных в политической, экономической, социальной сфере и в структуре безопасности.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...