Экономика

РЖД хочет увеличить нормативы по срокам доставки грузов и избежать судебных исков

За прошлый год к ОАО РЖД за задержки грузов предъявлено исков на 244 млн. рублей

РЖД настаивает на увеличении нормативных сроков доставки грузов. Железнодорожные операторы против. Минтранс разрабатывает проект поправок в правила расчета сроков доставки грузов железнодорожным транспортом – ведомство опубликовало уведомление о подготовке такого документа.Суть поправок – увеличение сроков доставки грузов. Свои предложения об увеличении нормативных сроков доставки грузов направила в Минтранс и РЖД, говорит представитель монополии. Но окончательного варианта документа пока нет – Минтранс еще только приступил к консультациям по его содержанию, сообщил представитель ведомства.

 

В РЖД предлагают увеличить нормативный срок доставки грузов из Кузбасса на сутки. По словам представителя РЖД, кроме того, срок следования железнодорожного состава может быть увеличен  в связи с обходом ремонтируемых участков пути или при необходимости осуществить ремонт вагона. В РЖД подчеркнули, что правила продления сроков должны действовать и для порожних вагонов.

Сегодня норма доставки грузов установлена на уровне 110-240 км в сутки для повагонных отправок, 75-300 км в сутки — для контейнеров, для маршрутных поездов — 550 км в сутки. Увеличение сроков доставки возможно в случаях, когда задержка вызвана работой таможни или перегрузкой на другой вид транспорта.

Заместитель исполнительного директора НП “Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава” Андрей Тонких заявил, что увеличивать сроки доставки грузов нельзя, поскольку скорость доставки является одним из основных показателей качества работы железнодорожного транспорта.

Скорость доставки грузов в  сети РЖД постоянно снижается. По итогам 2012 г. был зафиксирован резкий рост числа исков от операторов и грузоотправителей к монополии из-за срыва сроков доставки грузов. Общая сумма исков за прошлый год составила 244 млн. руб. Весной 2012 г. монополия даже поручила ЦФТО заключать с грузоотправителями договоры на увеличение сроков доставки грузов, без которых не выполняла заявки. Грузоотправители обратились с жалобой в ФАС. После этого, по предписанию службы, РЖД устранила нарушение. Однако,  антимонопольная служба располагает информацией о том, что РЖД продолжает совершать противозаконные действия.

Задержки доставок грузов выливаются для РЖД в значительные взыскания со стороны грузоотправителей. Учитывая, что средняя скорость перевозки грузов в 2012 году составила 9,1 км/ч, претензии к монополии участились. Минтранс уже рассматривает предложения компании по внесению изменений в Устав железнодорожного транспорта и радикальному снижению штрафов.

В соответствии с УЖТ, просрочка доставки грузов предполагает ответственность перевозчика в размере 9% от провозной платы за каждый день задержки доставки, но не более уплаченного за перевозку. Так, задержка более чем на 11 суток делает доставку вагонов для отправителя бесплатной. По данным РЖД, за первые шесть месяцев прошлого года штрафы составили 1,773 млрд. руб., при этом убыток списывался по статье «прочие расходы». Ранее, в 2011 году, общая сумма требований грузоотправителей составила 472 млн. руб. Большая часть этой суммы приходится на штрафы за просрочку в доставке вагонов. В РЖД уточнили, что основная доля претензий связана с перевозкой порожних вагонов.

Эту проблему РЖД намерена решать с помощью изменения нормативной базы. Согласно УЖТ и Тарифному руководству, перевозчик имеет право взыскать плату за пользование вагонами. Сейчас монополия вагонами не владеет, однако ни в УЖТ, ни в каком другом законе не устанавливается обязанность отправителей и получателей грузов, владельцев ПС платить перевозчику за использование инфраструктуры. В РЖД добавили, что не имеют рычагов влияния на собственников и операторов ПС и в УЖТ необходимо внести изменения, касающиеся размера законной неустойки за просрочку доставки груза. На данный момент она в 324 раза превышает ставку рефинансирования Центробанка. Представитель РЖД заявляет, что также необходимо включить положения, предусматривающие раздельное начисление пени за просрочку грузов и порожних вагонов.

Заявки на перевозку грузов формально принимают не в РЖД, а на конкретных станциях. При этом некоторые станции, например, станции при нефтяных заводах, в конце года принимают заявки с избытком на 20–30%, чтобы выполнить план — это результат того, что производственники форсируют погрузку. Они не имеют права  не принять заявки. Причина проблем не только в нормативной базе, но и в самой компании, прибыль которой от грузовых перевозок составляет около 1 трлн. руб. Инфраструктура РЖД легко переварит сегодняшний грузопоток, все технологические нормы по погрузке, отправке и перевозке грузов всё равно не достигнуты. Сейчас мощность перевозки задействована только на 30% от уровня перевозок конца 1980-х. Тогда грузооборот был больше, но диспетчеризация была лучше, при том,  что 10% диспетчеризации была секретной — транспортировались военные грузы. При этом среднесуточная скорость грузового вагона была около 35 км/ч против 4,7 км/ч сейчас. У РЖД есть запас мощности но  РЖД невыгодно иметь хорошие показатели из-за госфинансирования.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...