Аналитика

НДС - история и развитие

nalogoviy kodeksЧем выгоден НДС странам с высокой инфляцией и «серой» экономикой и сколько будет стоить российскому бюджету его реформирование?

НДС и его истоки

Шествие НДС в европейскую экономику началось с Франции. Изначально в этой стране существовал налог с продаж, однако у него был существенный недостаток, серьезно затруднявший товарное обращение. Каждая перепродажа товара увеличивала сумму налога и цену этого товара, вызывая «каскадный эффект».

Чтобы его устранить, в 1948 году Франция ввела систему раздельных платежей: каждая компания, реализовавшая товар и заплатившая налог, могла принять к вычету налог, уплаченный поставщику при приобретении этого товара. Система оказалась удачной, и в 1954 году она была доработана до современных параметров: вычет налога предоставлялся сразу после приобретения товара, а при его продаже происходило начисление налога к уплате. До 1968 года система «обкатывалась» только на территории французской колонии Кот-д'Ивуар, и только после того, как опыт был признан удачным, систему ввели во Франции.

В 70-е опыт НДС распространился по всей Европе. Преимуществом этого налога европейские государства считали тот факт, что он стимулирует свободное распространение товаров, работ, услуг в отличие от налога с продаж. В результате введения НДС налоги с оборота практически полностью исчезли из налоговых систем государств - членов ЕЭС, а к 1982 году все страны ЕЭС были вынуждены перейти на эту систему.

В России НДС был фактически введен правительством Валентина Павлова, вспоминает бывший министр экономики России, научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин. С 1 января 1990 года на всей территории Советского Союза действовал налог с продаж, который по методологии был близок НДС. В 1992 году правительством Егора Гайдара был принят закон «О налоге на добавленную стоимость». «Надо было построить налоговую систему таким образом, чтобы она позволяла все время держать в равновесии бюджетные доходы и расходы», - констатирует г-н Ясин. Если страна получает доходы от прибыли и имущества, а расходы бюджета растут вместе с инфляций, в определенный момент возникает эффект Оливера-Танзи. В результате доходы и расходы растут с разной скоростью, а экономика очень быстро попадает в бюджетный кризис. При расчете НДС в условиях высокой инфляции доходы растут так же, как и расходы, поэтому бюджет остается сбалансированным.

Другое неоспоримое преимущество НДС перед прямыми налогами - относительно простое администрирование в условиях коррупционной экономики. Собирать прямые налоги в развитых странах достаточно сложно. Прямые налоги граждане и бизнес должны платить по результатам своей деятельности, и государству необходимо прикладывать усилия, чтобы привлечь их к уплате. Делать это в развивающейся стране без соответствующих институтов очень сложно, поэтому проще брать деньги с транзакций. НДС проще администрируется в экономике, где высокая доля коррупции. Первоначальная ставка налога в России составила 28% - это был достаточно высокий уровень, вызвавший кризис трудоемких производств, где высока доля добавленной стоимости. Поэтому сначала ставка была снижена до 20%, а после 2004 года - до 18%.

Финансовый столп бюджета

Сейчас НДС дает бюджету основную часть доходов. Так, в «Основных направлениях бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» на долю доходов от НДС приходится 32-35%, поступлений по таможенным пошлинам - 34-37%, доходы от сборов НДПИ - 17% и еще 3% на прибыль от налогов и сборов. Доходы от сбора НДС более стабильны и меньше зависят от конъюнктуры, чем, например, налоги от нефтегазового сектора.

НДС - это столб финансовой системы любого государства. Одно из преимуществ налога - его ацикличный характер, так как налогом облагается потребление, а не производство.

Одно из преимуществ НДС - нечувствительность к кризисам. Если во время кризиса прибыль сворачивается, то и налог на прибыль падает (что мы наблюдали во время кризиса 2009 года). Поскольку НДС считается от добавленной стоимости, у него нет гиперчувствительности, в кризис он устоял. Это основа бюджета, которая минимизирует риски, связанные с изменением цены на нефть или курсовой политики. Весь НДС, включая импортный, в 2010 году составил 5,6% ВВП (данных за 2011 год пока нет). Для сравнения: все налоговые доходы федерального бюджета составили 9,8% ВВП.

15% или 20%

Впрочем, ставки и система НДС могут вновь поменяться. На форуме в Давосе представитель России заявил, что в рамках налогового маневра правительство рассматривает как возможное снижение ставок, так и повышение.

Ряд экспертов предлагают снизить НДС до 15%. Эта инициатива обсуждается в Минэкономразвития и Минфине. Федеральный бюджет от этого существенно потеряет. Но лишь на несколько лет. В 2004 году НДС был снижен на 2% (с 20 до 18%), федеральный бюджет потерял 0,7% ВВП. Но в целом бюджет расширенного правительства потерял меньше - 0,5% - за счет того, что выросли поступления от других налогов (налог на прибыль, НДФЛ и взносы на соцстрах). У предприятий неожиданно образовалась некая сумма свободных денег, которую они вложили отчасти в зарплату, отчасти - в прибыль. Снижение ставки НДС в итоге оказало существенное влияние на развитие экономики: стимулировало инвестиции, темп экономического роста. Только за счет этой меры ВВП получил 0,1% роста, инвестиции - 0,2%. За четыре-пять лет последствия для бюджета от снижения НДС были полностью нивелированы.

Однако вариант развития налоговых событий с уменьшением ставки НДС выпадает из мирового тренда. Финансовый кризис привел к повышению ставок в ряде стран Европы. С начала 2009 года базовая ставка в Латвии была повышена с 18 до 21%, а в 2011 году - до 22%, в Израиле с начала 2009 года - с 15,5 до 16,5% (сейчас снижена до 16%), в Греции - с 19 до 23% в 2010 году, в Португалии - с 21 до 23% в прошлом году. В конце января президент Франции Николя Саркози объявил о повышении нормальной ставки НДС во Франции с 19,6 до 21,2% с 1 октября 2012 года.

Российские федеральные чиновники предлагают пойти по «западному» пути и увеличить НДС на 2%, до 20%. Расчеты, проведенные Институтом им. Е.Т. Гайдара в 2010 году, показали, что повышение ставки до 20% может обеспечить дополнительно примерно 1% ВВП. Повышение выше 22% в институте считают маловероятным - такой уровень будет выбиваться из общемирового тренда и ухудшать конкурентоспособность российской экономики.

Аргументом за повышение может служить и то, что властная российская не раз заявляла о тенденции переложения бремени прямых налогов на косвенные (т.е. снижение ставок по налогу на прибыль или доход) в пользу обложения потребления. Не исключено, что схожий маневр будет ожидать Россию в ближайшем будущем. Такая тенденция приводит к росту доли НДС в налоговых доходах. Если в 90 е годы можно было услышать мнение о том, что России надо равняться на развитые страны и стремиться увеличивать долю поступлений от прямых налогов, прежде всего налога на прибыль, то теперь на Западе ориентиры сменились и НДС по объемам поступлений сравнялся с подоходным налогом с физических лиц.

Сейчас в Европе усложняется система исчисления НДС, так как решения по практическим ситуациям пытаются закрепить на уровне законодательства. В результате ни одна серьезная фирма сейчас не может обойтись без помощи налоговых консультантов по НДС, а среди последних существует определенная специализация, чего, например, в России пока в явном виде не наблюдается. Развитие российской системы НДС скорее всего пойдет по такому же пути. Существует большое количество вопросов, которые Налоговым кодексом напрямую не регулируются и ответы на которые появляются только в результате наработки судебной практики. Как показывает опыт, со временем эти вопросы находят свое отражение в законодательстве.

В 2011 году поступления по внутреннему НДС, по предварительной оценке, составили примерно 3,2% ВВП. Если ставку поднять до 20%, можно предположить, что налоговые поступления вырастут до 3,5% ВВП, в количественных терминах это будет порядка 300 млрд руб. в 2012 году. В том случае, если за основу налогового маневра примут предложения «Деловой России» и ставку снизят до 15%, поступления по НДС снизятся до 2,7% ВВП. С учетом ожидаемого роста ВВП и налоговой базы Россия потеряет порядка 150 млрд руб.

Безальтернативный налог

Третий вариант - отмена НДС в пользу налога с продаж (в частности, такой ход предлагает помощник президента), по мнению экспертов, вряд ли возможен. НДС по праву можно считать вершиной эволюции оборотных налогов, лучшей альтернативы пока налоговая наука не изобрела.

Разумеется, налог не обделен рядом недостатков. К примеру, серьезный минус НДС заключается в том, что это федеральный налог, который в принципе нельзя децентрализовать. Другая сложность - проблема возмещения налога. Она является крайне актуальной в экспортно ориентированной стране, отягощенной наличием более 60 оснований для освобождения от его уплаты. Практика заявительного порядка возмещения НДС в 2011 году имела очень положительные результаты и предстоит думать, как можно в дальнейшем ее использовать для переложения ответственности за полноту выполнения налоговых обязанностей на банки (через систему гарантий и пр.). Также, существует проблема выпадания из НДС оборота малого бизнеса, что не способствует росту их доли в ВВП. Таким образом, спецрежимы не должны отмахиваться от НДС, делая их неконкурентоспособными в условиях взаимодействия с другими контрагентами.

К тому же для компаний сложность с НДС состоит в том, что налогоплательщик, если он подает на возмещение НДС, вынужден представить налоговым органам все документы. С учетом изменений, которые были сделаны еще в 2009 году, налоговые органы могут проводить углубленные камеральные проверки с истребованием документов только в том случае, когда это прямо определено НК, в том числе, если налогоплательщиком заявлено право на возмещение НДС. Далеко не все организации готовы сразу же представить все документы и при этом быть уверены, что в составе их контрагентов нет фирм-однодневок, что все документы оформлены надлежащим образом и все правильно отображено в бухгалтерском учете. Одновременно идут встречные проверки по контрагентам, что тоже отвлекает партнеров по бизнесу от их прямой работы. Однако если организация уверена, что у нее все в порядке, то, даже не дожидаясь требований инспекции, направляет пакет документов в подтверждение вычета, а налоговый орган видит, что у такой организации действительно все в порядке и что такая организация будет бороться за свои права до конца.

НДС и коррупция

Достоинства НДС вытекают из прозрачности применения фактурно-зачетной формы взимания налога, возможности обложения каждой стадии создания добавленной стоимости, единых принципов территориальности при обложении внешнеторговых операций (обложения по стране назначения, а не происхождения) и возможности добровольной регистрации в качестве НДС-плательщика, что повышает нейтральность налога.

Преимущества НДС раскрываются в некоррумпированной системе. При нормальной схеме, когда покупателю товара возвращается НДС, уплаченный продавцом, покупатель «автоматически незаинтересован» в занижении цен, по которым была куплена продукция. Этот аргумент перестает действовать при продаже конечным потребителям, которым НДС не возвращается, но в этом случае гораздо выше риски попасться - достаточно прислать «потребителей в штатском» или создать стимулы для потребителей-доносчиков.

Ситуация меняется, если администрировать налог приходится в коррумпированной системе. НДС - своего рода заложник развитости и качества функционирования всей налоговой системы. Качественное администрирование налога возможно только в целом «здоровой налоговой системе» - при минимуме фирм-однодневок, офшоров, трансфертных цен и других способов минимизации налогового бремени.

При наличии фирм-однодневок и фиктивного экспорта можно не только уклоняться от уплаты НДС, но даже получать возмещение из бюджета. Во внешнеторговых сделках НДС с импортной продукции платится в стране назначения, поэтому, чтобы избежать двойного налогообложения, экспортеры имеют право на возмещение соответствующей суммы в своей стране. Естественно, если сделать подложные документы об экспорте на большую сумму, то можно украсть из бюджета огромные деньги. Именно поэтому в России собирается примерно 2/3 от того, что в принципе должно было бы быть уплачено.

В любом случае в том, что система НДС изменится в ближайшее время. Минфин и Минэкономразвития должны были подготовить свои предложения о налоговом маневре в ближайшее время.

 

Администрация НП «Гильдия ПРОВЭД», по материалам из открытых источников информации.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...