Таможня

Международные автоперевозки в России: театр абсурда

ФТС отказывается принимать гарантии АСМАП. Неожиданно так,  с чего это вдруг во взаимоотношениях АСМАП и ФТС наступил разлад? Пробежала между ними черная кошка? А,  судя по складывающейся ситуации, пробежала, похоже, не одна кошка, а как минимум сотня. Причем, не просто пробежали, а продолжают бегать туда-сюда.

 

АСМАП и ФТС. Pro et contra

Как бы там ни было, но ФТС инициировала бракоразводный процесс с АСМАП  и, как любой бракоразводный процесс великих, у ФТС и АСМАП переоценка отношений тоже сопровождается скандалами, исками, взаимными претензиями и желанием пересчитать деньги (доходы) друг друга.

Почему после такого длительного союза, сосуществования в понимании и согласии во взаимоотношениях ФТС и АСМАП произошел разлад? Наверняка для этого есть причины.

Причина первая. Формальная. (Государственные интересы).

У АСМАП перед ФТС есть задолженность. Эта задолженность тянется еще со времен ГТК. Долгов перед Родиной быть не должно! Это правило для всех,  и АСМАП в этой ситуации не может быть исключением. Политика ФТС последних лет однозначно устоялась на основном положении – «заплати, а потом иди, доказывай свою правоту и возмещай». Надо отметить, что данное положение работает и работает успешно. Платят все, а кто не хочет платить, с тех таможня взыскивает принудительно. Почему в данной ситуации ФТС должна в своем же правиле сделать исключение для АСМАП? Все, так все.

В ситуации с АСМАП задолженность возникла не вчера. Задолженность была и в 2012 году, и в 2011 году была, но она ФТС почему-то так категорически не беспокоила. Ну, есть задолженность АСМАП и есть, вспоминали о ней в ФТС только в отчетных докладах, когда штрафы и пени доначисляли, ну еще, может быть, в судах, когда ФТС приходилось отказываться от своих требований или же когда суд отказывал ФТС (по этому показателю ФТС далеко не в лидерах).

Откуда у АСМАП перед ФТС такие большие долги?

Не вспоминали последние годы, а тут вспомнили, да еще так категорично. Формально ФТС, как бы и не должна объяснять такую выборочность, но что-то же все-таки послужило причиной такого резкого «прояснения памяти». Вспомнили. Выставили требование. Не увидели в действиях АСМАП желание принять правила ФТС (Конвенция МДП  1975г. в данном случае для ФТС - не аргумент). Поднялись всей службой в атаку на АСМАП. Формально, со своей позиции ФТС, вроде, как бы,  и права, есть задолженность - она должна быть погашена, есть требования ТК ТС к гарантии - они формально должны быть выполнены.

Но это - если очень формально. Ибо, ФТС не может не признавать Конвенцию МДП и не понимать, сколько перевозок стоит за этим, текущих  и предстоящих. А за перевозками стоят контракты, реальные импортеры, предприниматели, это именно они будут платить за «обманутую любовь АСМАП и ФТС». Известно, что не принято в ФТС считаться с правами экспортеров, импортеров и вообще участников ВЭД, да и данный случай, скорее всего, не станет исключением. Но мне думается, что данный случай может и  должен стать еще одной каплей в чашу терпения участников ВЭД. Может, этот случай подтолкнет участников ВЭД к формированию профессионального объединения.....

Причина вторая. Коммерческая. (Финансовые интересы).

По данным АСМАП,  за 2012 год было выдано 3,158 млн. книжек МДП (1,541 млн. книжек МДП были закрыты в РФ). Много это или мало? На фоне 4,3 млн. оформленных в ФТС за 2012 год деклараций, наверное, не просто много, а очень много,  даже если считать по закрытым в РФ книжкам МДП. А если все это перевести в деньги из расчета хотя бы 2 тыс. рублей за оформление книжки,  получится 6,3 млрд. рублей (3,082 млрд. рублей по закрытым в РФ книжкам). За такой пирог грех не побороться, да еще при таком административном ресурсе. Тут уж и в самом деле все средства хороши. Да и позиции АСМАП не такие уж безупречные, чем не преминуло воспользоваться ФТС (в части обоснованности получения АСМАП прибыли от оформления книжек МДП).

Все вроде бы просто и понятно: очередная битва бизнес-групп за вполне неплохой финансовый кусок. Все было бы объяснимо, если бы это был конфликт бизнес-интересов только ФТС и АСМАП.

Но есть маленький нюанс, который вроде к конфликту ФТС – АСМАП и не имеет прямого отношения - это конфликт между Минтрансом и АСМАП. В основе конфликта лежит подписанное Минтрансом (заместителем министра транспорта Н.Асаулом) соглашение, в рамках которого Россия упростила европейским автоперевозчикам допуск на российский рынок, а Европа, в свою очередь, отменила для россиян квоты на книжки Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ). В рамках системы ЕКМТ страны - участницы ЕКМТ обмениваются разрешениями на пропорциональной основе, согласно установленной каждой стране квоте. Разрешения же в рамках ЕКМТ выдает Российский автотранспортный союз (РАС). С помощью ЕКМТ участники рынка автомобильных грузоперевозок, страны которых не входят в ЕС, в том числе и Россия, могут осуществлять до 3 свободных поездок по всем странам Евросоюза.

По книжкам МДП (выдаваемым АСМАПом), которые базируются на двусторонних соглашениях, возможность осуществлять длительные поездки по Европе отсутствует. Получается, что книжки МДП и дороже, чем разрешения в рамках ЕКМТ, и по возможностям более ограничены.

Поэтому нельзя исключать вариант передела рынка международных автомобильных грузоперевозок в части разрешений между АСМАП (Евгения Москвичева) и РАС (Олега Старовойтова). И почему ФТС должна стоять в стороне от такого передела, если от нее, ФТС, зависит вопрос обеспечения транзита. Вот такой любовный треугольник получается. Если в основе нынешнего противостояния АСМАП – ФТС стоит коммерческий интерес, то на ближайшем этапе, уже после 14 сентября станет понятно, чьи аффилированные  структуры будут определять правила на рынке обеспечения транзита.

Что-то очень уж настойчиво так подсказывает, что в результате этой атаки на АСМАП на арену опять выйдут знакомые уже по предыдущим скандалам компании и персонажи. Осталось дождаться 14 сентября. Скорее всего, в сложившейся ситуации ФТС пойдет до победного конца.

Причина третья. Политическая. (Политические интересы или амбиции).

Почти годовое противостояние ФТС и Комитета по транспорту Госдумы не может дальше продолжаться без активизации боевых действий. По совместительству председатель Комитета по транспорту ГД, депутат Москвичев Евгений Сергеевич, является  президентом АСМАП. Со стороны Комитета по транспорту в последнее время было немало выпадов в сторону ФТС, от «вовлечь в диалог», до «принудить к общению». Вроде все обосновано и объяснимо делает законодатель, да и ФТС как-то чересчур по-детски уклонялась. Вот и нашли стратеги из ФТС вариант, как одним ударом и Комитет по транспорту ГД «приземлить», АСМАП поставить перед выбором «быть или не быть», ну а если еще повезет, то и рынок поручительств перекроить, не без пользы для лояльных ФТС компаний.

Может быть, по причине противостояния РАС и АСМАП Минтранс занял нейтральную позицию в противостоянии ФТС – АСМАП, а ведь Минтрансу не должна быть безразлична ситуация с международными автоперевозками.

Есть вариант, что нынешняя ситуация с АСМАП в интересах РЖД развивается. Не раз из ФТС звучало о неоцененности участниками ВЭД железнодорожного транспорта, о его слабой загруженности, о том, что очереди на граниаются цах случиз-за жадности автоперевозчиков и импортеров, а пользовались бы железнодорожным транспортом, проблем бы не было, и очередей не границе не было бы....

Еще есть вариант «пристроить» РОСТЭК, судьбу которого так интенсивно требует решить в последний год бизнес-сообщество.

В общем, есть еще варианты такого неожиданного просветления ФТС в отношении АСМАП. Когда-нибудь, может, и о них станет известно. Осталось дождаться 14 сентября, вариантов развития событий, не так много:

1.    ФТС останется при своих условиях и требованиях. АСМАП будет настаивать на применении Конвенции МДП 1975 года. ФТС перестанет принимать книжки МДП. На рынок выйдут новые поручители обеспечения транзита, уже озвученные ФТС ООО «Адал» и страховая компания «Арсеналъ». Перевозчики особо горевать не будут, а вынуждены будут подстраиваться под новые условия работы. Скорее всего, увеличится время прохождения границы, в связи с необходимостью оформлять обеспечение, пока, так сказать, «руку не набьют». Скорее всего, подорожают международные автомобильные перевозки.  И как всегда, за все заплатит потребитель.

2.    ФТС снизит градус своей требовательности, принципиальности и неуступчивости или наоборот, АСМАП согласится выполнить все требования ФТС, погасит задолженность и предоставит ФТС покрытую банковскую гарантию, и процесс обеспечения транзита останется в том варианте, как он существует сейчас, с небольшими уступками в пользу компаний, номинированных ФТС для обеспечения транзита.

3.    На фоне взаимный упреков и претензий при посредничестве, например правительства, или какой другой авторитетной организации, ФТС и АСМАП вынужденно придут к какой-нибудь временной схеме обеспечения транзита, когда одновременно, предварительно поделив рынок, будут обеспечивать транзит АСМАП, ООО "Адал" и "Арсеналъ", ну и те компании, которые ФТС, при согласии АСМАП, пустит на рынок.

Сложно говорить о возможных победителях. Их, победителей, скорее всего, не будет  ни при каком варианте. Но выходить из сложившейся ситуации как-то надо. Можно с уверенностью сказать о проигравших. Они, проигравшие, уже есть, им осталось посчитать свои убытки, потери, издержки.

Выясняйте дальше, господа, кто круче и что важнее, любой ваш скандал и праздник уже оплачен постоянным и надежным плательщиком – потребителями, то есть гражданами РФ.

 
Партнеры:
Похожие материалы