Политика

Губернаторская пересменка

Осень. Губернаторы сбиваются стаями и с грустным шепотом покидают насиженные кабинеты. Искать закономерности в сериях отставок когда-то было занимательно, теперь похоже, что Кремль просто перебирает варианты, все чаще разочаровываясь.


Слово «губернаторопад» стало за последние несколько лет уже привычным термином в СМИ — так называют серийные отставки глав регионов. За последние дни об уходе синхронно объявили руководители Липецкой и Курганской областей Олег Королев и Алексей Кокорин, чуть раньше покинули кресла Александр Жилкин в Астраханской область и Юрий Коков в Кабардино-Балкарии. А под вечер 3 октября произошла долгожданная отставка губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, стоявшего у штурвала с 2011 года. Слухи о его отставке поползли почти сразу после назначения. Президент России Владимир Путин пересадил Полтавченко в кресло председателя совета директоров государственной «Объединенной судостроительной корпорации», а новым градоначальником сделал Александра Беглова — экс-полпреда президента в Центральном, а затем Северо-Западном федеральных округах. Однажды Беглов уже примерял губернаторское кресло в 2003-м, между уходом Владимира Яковлева и приходом Валентины Матвиенко, которая нынче командует в Совете Федерации.

Политологи, как игроки на бирже, наперебой выкрикивают регионы, главы которых, по расчетам экспертов, уйдут. Называют Алтай, Калмыкию, Башкирию, Краснодарский край, Челябинскую, Волгоградскую области. В оперативно представленном рейтинге «Минченко консалтинг», считающимся наиболее авторитетным из подобных рейтингов, — 14 имен губернаторов в «зоне вылета».

В России каждый из губернаторов может внезапно захотеть уступить дорогу молодым. За исключением только что выдвинутых, но и то не факт: в 2016 году Евгений Зиничев в Калининградской области запросился в отставку меньше, чем через полгода после назначения временно-исполняющим обязанности (врио).

Новая партия

Отставки осени-2018 невольно обратили на себя особенно пристальное внимание. Они выглядят как бы продолжением сенсационных сентябрьских выборов, на которых в четырех регионах проиграли представители партии власти. Но на самом деле это вполне традиционный подход — в Кремле как бы «копят» вызвавших разочарование губернаторов, а потом отчисляют всех разом.

Для этого лучше всего годится осень, потому что у врио есть почти год для пускания корней в регионе перед выборами, но и зима считается нормально. В прошлом году в начале октября в отставку ушли 11 глав регионов; еще восемь отправились в отставку в феврале, с двумя пришлось расстаться в апреле, но это было внепланово — главы Марий Эл и Удмуртии Леонид Маркелов и Александр Соловьев отправились под следствие за взятки. В 2016 году ушли 16 губернаторов, плотная мини-серия отставок пришлась на июль.

Только редкий и особо непростой губернатор удостаивается персональной отставки и сохранения должности в родном регионе, как Аман Тулеев из Кемеровской области в апреле этого года. Может быть, такая честь ждет и главу Белгородской области Евгения Савченко — он самый большой долгожитель среди губернаторов, после ухода Олега Королева оставшийся единственным, кто занял пост еще в 1990-е.

Серые кардиналы

Искать логику отставок — игра, которая не надоест никогда. По каждому губернатору можно составить справку: с кем дружен, с кем испортил отношения, каких успехов добился или наоборот до чего довел вверенный регион. Но в наши дни явных признаков скорой отставки все меньше и меньше, если не считать тех, которые можно применить вообще почти к любому губернатору — например, неудовлетворительного экономического положения.

Поэтому ищут признаки неявные. Сейчас, к примеру, популярен поиск «людей Чемезова» и «людей Собянина» — по всему выходит, что это сейчас чуть ли не главные серые кардиналы страны. В Свердловской, Тюменской, Омской областях, Пермском крае новые губернаторы — все, как подсказывают анонимные Telegram-каналы, креатуры мэра Москвы.

Даже если это все нужно делить на десять, очевидно, что кланы в глазах наблюдателей выглядят куда более весомым и настоящим источником власти, чем традиционные политические партии, которые формально и выдвигают кандидатов. Такие оценки показывают фальшивость самого института выборов лучше любых нарушений.

Фото: http://puzzleit.ru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...