Политика

Приморье поставило Москву в интересное положение

Впервые в новейшей истории России выборы губернатора признаются недействительными. Федеральная власть входит в клинч с региональной — при том, что «регионалы» вообще-то думали, что исполняют пожелания «федералов». Просто что-то пошло не так.


Председатель Центризбиркома Элла Памфилова (на фото) даже расплакалась, говоря о выборах в Приморском крае: «Если кто-то думает, что я такая пешка — я не для этого прожила свою жизнь непростую, чтобы быть пешкой в чьих бы то ни было руках, — цитирует Эллу Памфилову РБК. — Вы знаете, как обидно было... Столько сделали, все прозрачно, идем шаг за шагом. И вдруг раз — и такой удар под дых».

Чуть раньше она заявила о рекомендации краевому избиркому признать результаты выборов губернатора недействительными. Если избирком последует рекомендации, а вероятнее всего, последует, то будут назначены новые выборы.

Приморский край стал одним из четырех регионов, где по итогам единого дня голосования 9 сентября победителя на выборах губернатора определить не удалось. Во второй тур там вышли единоросс Андрей Тарасенко и местный девелопер Андрей Ищенко, выдвинутый от КПРФ.

Отрыв кандидата партии власти от претендента был самым комфортным из всех регионов, где намечался второй тур — 46,5% против 24,6%. Видимо, поэтому в Приморье власть решилась на блицкриг, назначив второй тур всего через неделю после первого.

План не сработал

Тарасенко не преодолел во втором туре планки в 50%. Это значит, что он не смог привлечь на свою сторону никого из сторонников выпавших из гонки кандидатов. Все они пошли голосовать за Андрея Ищенко — по итогам обработки 95% протоколов он уверенно лидировал. Никто не сомневался в его победе, но в последний момент его процент внезапно стал ползти вниз, а процент Тарасенко — подлетать вверх. За ночь единороссу натянули результат до 49,55%, Ищенко при таком раскладе получал 48%.

Разразился грандиозный скандал. Поскольку обеспечивать результат пришлось в экстренном порядке, фальсификации полезли наружу — вплоть до обнаружения избирательного участка на затопленном судне.

А теперь самое удивительное

Честно говоря, участки, на которых 100% избирателей голосуют за основного кандидата, или блокировка отдельных участков от «лишних» избирателей в России не редкость. А уж несовпадение данных протоколов, выданных наблюдателям, с данными, введенными в ГАС «Выборы» — и вовсе элемент ландшафта. Такого даже и в Петербурге было полно. По таким основаниям можно отменять каждые вторые выборы. Всего год назад над всеми претензиями и жалобами избиркомы бы только посмеялись, и спокойно объявили бы о победе Андрея Тарасенко.

Но вмешался ЦИК, который сначала в ультимативной форме потребовал не подводить итогов до рассмотрения всех жалоб, а спустя два дня пришел к выводу, что выборы нужно отменять. Нет сомнений, что решение было как минимум согласовано с администрацией президента. «Примерно 24 тысячи голосов было бездарно вброшено», — констатировала Элла Памфилова.

Кремль надломился

То, что у Кремля есть, оказывается, предел прочности, стало открытием, которое еще нужно осознать. На протяжении нескольких лет его представители продвигали в массы концепцию «честных выборов»; базировалась она, безусловно, не на том, чтобы допустить к выборам всех желающих (как трактовала посыл радикальная оппозиция), а на том, чтобы перенести всю борьбу на этап предварительной фильтрации кандидатов. С тем, чтобы в самих выборах участвовали только тщательно отобранные кандидаты, которые не станут жаловаться — да и особой нужды в нарушениях не должно было возникнуть, так как кандидатов подбирали таким образом, чтобы конкуренции не было. В этой конструкции кандидаты от КПРФ и ЛДПР, не говоря уже об остальных, были по сути техническими. И сам по себе выход врио губернатора во второй тур с техническим кандидатом, чье выдвижение сам же врио и согласовывал, уже можно расценивать как поражение — это все равно, что боксеру проиграть бой с тенью по очкам.

В такой стерильной обстановке недовольство избирателей, спровоцированное пенсионной реформой, вдруг стало непреодолимым фактором. Обвинять оппозиционных кандидатов в потакании Западу и его агентам влияния в таких условиях просто невозможно. И послать недовольных избирателей к черту не получается — в данном конкретном случае протест признается самой властью как обоснованный и имеющий право быть. Даже несмотря на то, что к нему присоединился Алексей Навальный. Оказывается, существуют условия, при которых переступить черту власть не решается.

Экстренный вариант

Избиркомы Приморского края, строго говоря, следовали негласной инструкции, хотя и аварийной ее части. «Честные выборы» не предполагали победы кого-либо еще, кроме ставленника власти — вот ее и обеспечили по «плану Б». Как действовать в случае, если побеждать начинает оппонент, они не знали потому, что этот вариант даже не рассматривался. Из ситуации вышли, наверное, единственным способом, позволявшим сохранить лицо — сделали вид, что нарушал также и Андрей Ищенко, а значит, выборы лучше вовсе отменить.

Не пересчитать голоса, заметим — а такая опция тоже есть в законодательстве, — а сразу отменить. Потому что при пересчете голосов победил бы Ищенко, а задачу победы согласованного кандидата никто тоже не отменял.

Теперь Андрей Тарасенко как не справившийся с заданием должен отойти в сторону (а заодно и глава МЧС Владимир Пучков, возглавлявший его предвыборный штаб) — он уже заявил, что в новых выборах участвовать не будет. Значит, нужно срочно найти и за три месяца раскрутить новых кандидатов, и желательно так, чтобы все они устраивали федеральный центр. Схему с основным кандидатом в окружении технических можно браковать. И нужно серьезно думать, что делать со вторым туром в остальных регионах, в первую очередь Хакасии. Это будет для системы такой проверкой на прочность, с какой она давно не сталкивалась.

Фото: http://antipytki.ru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...