Общество

Избили «в рамках закона»

Согласованные митинги против пенсионной реформы для сотен активистов закончились побоями, травмами и задержаниями. Участникам митингов грозит наказание за проведение акций протеста.


Митинги против пенсионной реформы, организованные командой Алексея Навального, прошли 9 сентября в трех десятках городов России: Самаре, Улан-Удэ, Краснодаре, Екатеринбурге, Москве и т.д. Особенно жестко власти отреагировали на выступления народа в Петербурге, где на площади Ленина, возле Финляндского вокзала, состоялась согласованная публичная акция протеста, собравшая свыше 1,5 тысячи человек. В день проведения акции площадь оказалась перекрыта: ГУП «Водоканал СПб» огородил ее участок и соседнюю с площадью улицу Комсомола для проведения ремонта – 6 сентября на проезжей части прорвало трубу.

Комитет по законности и правопорядку Петербурга сообщил организаторам митинга, что проведение акции на площади Ленина невозможно по техническим причинам, и предложил перенести акцию в Удельный парк. Активисты отказались и вышли на площадь, где их встретили кордоны полиции и ОМОН.

«Митинг 9 сентября на площади Ленина был согласован. Изменение органом власти согласованных ранее места, времени и условий проведения публичного мероприятия не допускается – эта позиция подтверждена Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года», – пишет омбудсмен Петербурга по правам человека Александр Шишлов на своей странице в Facebook.

Он отмечает, что ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с 6 сентября проводил работы по ликвидации аварии на улице Комсомола. Но водоканал работал на проезжей части и, следовательно, не затрагивал согласованное место проведения митинга на площади Ленина.

«На площади Ленина мы с Андреем Толмачевым (советником уполномоченного по правам человека в СПб) пытались вести переговоры с полицией. Тщетно. Три полковника, с которыми я говорил, уходили на крыло и заявляли, что не пуская людей на огороженную площадь, они заботятся лишь о нашей безопасности. Я предложил пустить граждан на участок площади ближе к Неве – где никаких видимых работ не велось. "А если что-то провалится – кто будет отвечать?" – ответили полковники. Какая трогательная забота... Часть собравшихся задержали еще на площади, в основном тех, кто был с плакатами или что-то кричал. После того, как протестующие двинулись к Неве, выяснилось, что перекрыт Литейный мост – на него не впускали. Метро закрыли», – пишет на своей странице в Facebook депутат Законодательного собрания Петербурга (ЗакС) Борис Вишневский.

Полиция действовала в рамках закона, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Вы знаете, что полиция действует строго в соответствии с законодательством. Вы знаете, что речь идет о несанкционированных акциях. Вы знаете, что в очередной раз имело место провоцирование несовершеннолетних на участие в подобных несанкционированных акциях, причем те, кто провоцировал несовершеннолетних, прекрасно осведомлены о правовых последствиях таких шагов», – цитирует Пескова ТАСС.

  «Власть спровоцировала беспорядки»

Если у кого-то были опасения, что эти работы урожают безопасности участников митинга, то органы исполнительной власти должны были вместе с организаторами найти возможность проведения согласованного публичного мероприятия, считает Александр Шишлов. Этого сделано не было. В итоге органы исполнительной власти и правоохранительные органы своими действиями фактически спровоцировали проведение согласованного публичного мероприятия в несогласованном формате. А также спровоцировали последующие нарушения общественного порядка, создание неудобств жителям и гостям города, уверен омбудсмен. Сотрудники аппарата уполномоченного по правам человека зафиксировали случаи неоправданно жестких силовых действий сотрудников правоохранительных органов.

Волонтерская организация «Группа помощи задержанным» (ГПЗ) сообщает о 550 попавших в руки полиции. Но это не точная цифра. «Не все смогли сообщить о своем местонахождении, у многих отобрали телефоны. Некоторые смогли отжать двери и убежать из автобусов, которые использовали для перевозки задержанных», – говорит правозащитница Александра Крыленкова.

Общее число задержанных ГПЗ оценивает в 600 человек. Из них по меньшей мере 439 остались ночевать в полиции. «С девяти утра в 15 судах города идут процессы. Подсудимым грозят штрафы от 10 тысяч рублей и административный арест до 15 суток», – отмечает Крыленкова.

 Из автозака в больницу

Отделы полиции Петербурга не справились с потоком новых «постояльцев». Автобусы с участниками разогнанной акции часами колесили по городу и окрестностям – последние партии задержанных доставили в полицию около полуночи. Протестующих принимали отделы полиции в Пушкине, Колпине, Металлострое, сообщила координатор ГПЗ Наталья Сивохина.

Среди задержанных на акции много несовершеннолетних. Их отпустили из отделов полиции с родителями. Некоторые участники акции уехали из полиции на скорой. «При разгоне активно применялись спецсредства. Людей избивали дубинками и грубо заталкивали в автозаки. У одного из задержанных подозрение на перелом. Пожилой мужчина, потерявший сознание в момент задержания, сейчас в больнице. Мы ему звонили. Он чувствует себя лучше. У многих задержанных обострились хронические заболевания, например, астма. Сегодня утром одного из участников акции полицейские пытались поднять с койки больницы №26 и доставить в суд. Врачи не дали этого сделать», – рассказала Сивохина.

Некоторым из задержанных вменяют лишь переход улицы в неположенном месте, что грозит штрафом в 500 рублей. Основной массе митингующих повезло меньше – их обвиняют в нарушениях, содержащихся в статье 20.2 КоАП: нарушение установленного порядка проведения митинга, создание помех в движении пешеходов или транспорта. КоАП предусматривает до 15 суток ареста за эти действия.

«Это новая практика. Раньше к статье 20.2 «прицепляли» 19.3 («неповиновение законным требованиям сотрудника полиции»). Первая подразумевает штраф, вторая – арест. Отказ разойтись после того, как они объявили в мегафон о незаконности акции, полицейские расценивали как неповиновение. Правозащитники много лет бились с этой практикой, говоря, что наказывать дважды за одно и то же действие нельзя. Верховный суд принял эту аргументацию. Но теперь к «неарестной» статье 20.2 добавляют пункт 6.1», – объясняет Крыленкова.

По ее прогнозу, арестовать на несколько суток могут 120-130 человек (такова предельная вместимость спецприемника на Захарьевской).
«Это признак деградации власти, когда сначала согласуют проведение публичного мероприятия, а потом огораживают площадь и не дают людям собраться. Считаю, что органы исполнительной власти, в частности комитет по законности и правопорядку, совершили грубое должностное преступление, подлог. Это сознательное нарушение конституционных прав граждан. Буду инициировать парламентское расследование произошедшего», – говорит депутат ЗакС Максим Резник.

«Имело место массовое нарушение прав граждан, организованное Смольным, – согласен Борис Вишневский. – Отдельный вопрос – немереное количество полиции и Росгвардии. Куча здоровых "лбов", пригнанных для разгона тех, кто выступает в защиту пенсионных прав, в том числе их родителей. Получающих зарплату из наших налогов. На чье содержание уходят огромные деньги. Охраняющих власть от нас».

«События 9 сентября вновь показали необходимость кардинального изменения практики согласования и проведения публичных мероприятий в Санкт-Петербурге», – резюмирует Александр Шишлов.

Фото: Давид Френкель

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...