Экономика

Оборонный тягач

Феликс Длин, деловой партнер миллиардера Михаила Гуцериева, купил 50% производителя авиационной спецтехники ООО «НПП «Авиаспецмаш». Инвестиции могут превысить 0,5 млрд рублей, а окупятся они при наличии крупного гособоронзаказа, полагают эксперты.


 

Феликс Длин — деловой партнер миллиардера Михаила Гуцериева, учредителя и крупнейшего совладельца «БИН-банка», главного акционера ПФГ «Сафмар», в состав которой входит ПАО «РуссНефть».

Длин — очень разносторонний бизнесмен: в числе его активов мебельная «Фабрика Дерусса» в Вологодской области, оборонные предприятия машиностроительный завод «Арсенал» и ПАО «Светлана», телекоммуникационная компания «Чайка», торговый комплекс «Перинные ряды», сельхозпредприятие «Экоферма Алеховщина» и другие.

Теперь к ним добавилось московское ООО «НПП «Авиаспецмаш» — Длин купил 50% в этом предприятии. «Авиаспешмаш» был создан два года назад, он базируется в Сколково, разрабатывает и выпускает авиационные тягачи и имеет в своем составе опытно-конструкторское бюро.

 

Без пилотов и «водил»

В 2017 году на московском авиасалоне МАКС «Авиаспецмаш» представил новую разработку — авиационный буксировочный комплекс «Геркулес». Он предназначен для безводильной буксировки воздушных судов (ВС) в закрытых ангарах, сервисных зонах и на авиастроительных предприятиях, а также для буксировки ВС весом до 80 тонн на аэродромах на расстояния до 60 км.

Вместо «водила» (так называют специальный рычаг для буксировки ВС; водильный тягач см. на фото) у тягача платформа, на которую заезжает шасси самолета и закрепляется там. Безводильный тягач занимает меньше места на парковке и позволяет лучше контролировать процесс буксировки ВС.

По словам совладельца «Авиаспецмаша» Михаила Колушова (ему принадлежит 50% компании), компания запатентовала также экономичную электрическую версию «Геркулеса» для буксировки ВС в разных условиях, в том числе замкнутых, а также дизельная версия для буксировки в условиях низких температур. Кроме того, предусмотрена возможность беспилотной автоматической буксировки ВС тягачом по заранее проложенной фиксированной траектории.

«Геркулес» сертифицирован на соответствие требованиям Международной ассоциации гражданской авиации IATA, российских ГОСТ, готовится к прохождению государственных испытаний с Минобороны РФ, добавил Колушов.

Компания подала заявку на софинансирование в Фонд развития промышленности. Эксперты оценивают объем инвестиций в проект минимум в 0,5 млрд рублей.

Начало продаж новых тягачей запланировано на вторую половину 2019 года. Среди потенциальных покупателей комплекса — аэропорты, авиакомпании, авиастроительные, авиаремонтные заводы и летно-испытательные центры, а также Минобороны РФ.

Михаил Колушов отметил, что Феликс Длин является стратегическим партнером «Авиаспецмаша», и с помощью Длина предприятие рассчитывает выйти на гособоронзаказ, а также организовать серийное производство.

Феликсу Длину передали вопросы издания, но комментария он пока не предоставил.

 

Спрос не гарантирован

По оценке начальника отдела «ИК ЛМС» Дмитрия Кумановского, потребности российского рынка 500-1000 буксировочных комплексов. «В России 228 аэропортов. В наиболее крупных из них при одновременном обслуживании 12-15 воздушных судов может потребоваться примерно такое же число буксировщиков», — поясняет он.

В России авиационных тягачей не производят, иностранные аналоги стоят $1 млн за штуку, и при колебаниях валютных курсов резко возрастают расходы российских сервисных компаний на их закупку. Белорусский «БелАЗ» выпускает водильные тягачи стоимостью 15 млн рублей. На аэродромах РФ используют их, а также закупают зарубежную безводильную технику Douglas, Lektro, Goldhofer и др.

«Беспилотная техника сейчас набирает обороты в использовании в различных сферах, в том числе и в авиации. Пока законодательная база и технические разработки не всегда успевают за требованиями отрасли, но в гражданской авиации ощущается, что такие технологии будут востребованы. При этом пока не решены острые вопросы безопасности беспилотной наземной техники по обслуживанию воздушных судов», — говорит Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.

Российские промышленники не могут существенно снизить себестоимость производства из-за высокой доли импортных компонентов и оборудования, считает говорит Алексей Калачев, эксперт-аналитик компании «Финам». «Узость внутреннего рынка не позволяет масштабировать производство до полной окупаемости. Как минимум в первые несколько лет новое производство будет нуждаться в льготах, субсидиях и дотациях», — уверен он.

«Не факт, что российские комплексы будут дешевле иностранных: у нас особый экономический режим и высокие налоги», — подтверждает Борис Рыбак, гендиректор консалтинговой фирмы «Инфомост».

Эксперты не уверены, что сервисные компании предпочтут новинку от «Авиаспецмаша» привычной для них импортной технике. «Далеко не у всех аэропортов есть возможность закупать такие буксировщики. Например, в малой авиации владельцы аэропортов часто едва сводят концы с концами, не покупая даже «БелАЗы», там самолет может стоить дешевле тягача», — говорит представитель небольшой авиакомпании.

Участников рынка беспокоит не только стоимость, но и безопасность новых тягачей. «Я пока не готов к тому, чтобы мои самолеты стоимостью сотни миллионы долларов буксировал беспилотный тягач», — отмечает собеседник издания.

Наладить производство «Авиаспецмашу» помогли бы оборонные заказы, и в их получении был бы полезен опыт работы Феликса Длина в оборонной промышленности, считает Дмитрий Кумановский. «Опыт работы в оборонной отрасли помог найти незанятую рыночную нишу, сохраняя возможность продаж Министерству обороны РФ. По всей видимости, был учтен опыт работы армейских арсеналов и складов вооружения, где постоянно происходит перемещение грузов по заранее известной траектории, а также особенности работы программируемых космических аппаратов», — резюмирует Кумановский.

Фото: get.pxhere.com

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...