Общество

Предсмертная победа Успенского

Умерший в ночь на 15 августа писатель Эдуард Успенский незадолго до смерти подписал с «Союзмультфильмом» договор о соблюдении его авторских прав. Теперь наследники создателя «Простоквашино» и «Чебурашки» получат отчисления за писателя.


 

Ушедший из жизни в возрасте 80 лет Эдуард Успенский — не только автор историй, без которых невозможно представить советское и постсоветское детство, но и самый рьяный российский защитник своих авторских прав. В конце июля он, наконец, подписал договор с «Союзмультфильмом», предоставив киностудии исключительные права на использование оригинальных сценариев «Простоквашино». «Союзмультфильм» получил также лицензию на товарные знаки с именами героев мультфильмов о Простоквашине. Таким образом, в многолетнем споре студии с писателем поставлена точка. Борясь за свои права, автор писал заявления в Генпрокуратуру, Следственный комитет России (СКР), Счетную палату РФ, обращения президенту Путину, регулярно обрушивался с критикой на «Союзмультфильм» в прессе.

Видимо, Успенский, истощенный борьбой с раком, от которого он и скончался, просто был уже не в силах продолжать это противостояние. Сумму сделки стороны не раскрывают, но «Союзмультфильм» утверждает, что писатель (а теперь его наследники) в 2018-2019 годах получит авторские отчисления в размере 9 млн рублей. То есть столько же, сколько киностудия первоначально готова была ему заплатить, а он не соглашался, утверждая, что мало.

 

Не только Простоквашино

Речь идет о правах на использование сценариев мультфильмов «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино» и на десять еще не экранизированных литературных историй из этого цикла. Как сообщается в пресс-релизе киностудии, Успенский не может выдавать лицензии на использование этих произведений и товарных знаков другим лицам — это может делать только «Союзмульфильм», который будет выплачивать писателю роялти.

Конфликт Успенского с киностудией вышел на поверхность год назад, когда «Союзмультфильм» сообщил, что намерен выпустить 30 новых серий мультфильма о Простоквашине (премьера первых эпизодов состоялась 3 апреля 2018 года). Успенский сразу же заявил, что не давал на это разрешение, и возмутился вольностями, которые допустили авторы сценария к новым мультикам. Например, в них появились новые герои. Юристы Успенского подали иски в суд.

До этого, писатель не раз судился с компаниями, которые использовали образы его героев при производстве продукции. Иски компаниям направляло учрежденное Успенским в 1997 году ООО «Чебурашка», которому он передал права на все товарные знаки, связанные с героями его книг.

Писателю платили авторские гонорары кондитерская фабрика «Красный Октябрь», выпускающая конфеты «Чебурашка», сеть магазинов «Матроскин» из Екатеринбурга и даже производитель наполнителей для кошачьих туалетов «Матраскин». В 2010 году недовольство Успенского вызвало ООО «Флешмастер», выпустившее без его согласия флэшки в виде Чебурашки, а в 2012-м — семья фермеров по фамилии Чебурашкины, пытавшиеся зарегистрировать товарный знак «Чебурашкина сельхозпродукция».

Судебные процессы с участием писателя способствовали появлению важных юридических прецедентов. Например, изготовители флэшек сумели доказать в Басманном суде, что литературный герой, придуманный Успенским, и мультипликационный персонаж, появившийся на его основе не тождественны. Суд посчитал, что внешний облик Чебурашки Успенскому неподвластен.

 

Постсоветские баталии

Право собственности на советские брэнды, вызывающие ностальгию у потребителей, часто становится предметом бизнес-конфликтов. Так, в 2013 году разгорелся спор по поводу конфет «Ромашка». На товарную марку претендовали Фабрика имени Крупской (в то время принадлежавшая норвежской компании «Оркла») и кондитерская фабрика «Рот-Фронт», входящая в холдинг «Объединенные кондитеры». Победила «Крупская».

Ранее судебные баталии разворачивались вокруг популярных со времен СССР продуктовых марок конфет «Аленка», «Ласточка», «Маска», «Буревестник», пива «Жигулевское», плавленых сырков «Дружба» и т.д.

В 2013 году в Думу был внесен законопроект, предлагающий передать советские брэнды в общее пользование, однако он получил отрицательное заключение Правительства РФ. По данным Роспатента, общеизвестных товарных знаков советской эпохи осталось около 4 тысяч. Многие из них до сих пор являются яблоком раздора. Так, в январе 2018 года компания «Союзплодимпорт» отстояла свои права на водку «Столичная» в споре с люксембургской компанией Spirits International, принадлежащей британскому бизнесмену российского происхождения Юрию Шефлеру.

Фото: img.gazeta.ru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...