Экономика

Крымский увлажнитель

Премьер Дмитрий Медведев поручил Минприроды, Минобороны и Росатому найти к 10 сентября способ увлажнения Крыма. Эксперты опасаются, что под опреснитель воды могут адаптировать построенный на петербургском Балтзаводе плавучий энергоблок «Академик Ломоносов».


 

С каждым днем ситуация с обеспечением пресной водой в Крыму все хуже. Дмитрий Медведев по итогам совещания о социально-экономическом развитии полуострова Минприроды совместно с РАН, Минобороны и Росатомом ищет решение проблемы дефицита пресной воды в Крыму. Поручение ведомству дал. Результат должен стать известен 10 сентября. Речь может идти о строительстве атомного опреснителя морской воды — отсюда и участие в дискуссии ядерного концерна. Это дорого, долго и чрезвычайно опасно, считают эксперты, опрошенные ПРОВЭД.

Нехватку пресной воды республика испытывает с 2014 года, когда Россия присоединила полуостров к себе. После этого события Украина перекрыла Северо-Крымский канал, орошавший водой Днепра засушливые области полуострова.

  • 90% потребностей сельского хозяйства и ЖКХ Крыма обеспечивал Северо-Крымский канал.
  • 1554 млн м³ воды поставлено по каналу в 2013 году.

Жажду полуострова сегодня утоляют резервуары, в которые собирают дождевую воду, а также артезианские скважины, массовое бурение которых началось четыре года назад.

 

Интеллектуальный уровень депутатов

«После перекрытия канала в Крыму исчезло рисоводство, начались перебои с водоснабжением в городах и селах. Проблему решала МЧС путем бурения артезианских скважин. Это было экстренное решение, которое не может стать постоянным», — говорит крымский журналист и историк Сергей Козловский. Экологи, работающие в Крыму, уже отмечают понижение уровня грунтовых вод. Они опасаются, что в подземные полости прорвется море. «Жители Крыма обращают внимание на тревожный факт: вода в колодцах становится более соленой», — утверждает Козловский.

«Крым всегда был вододефицитным. Там есть реки, но совсем небольшие. Именно зависимость от энергетической и водной инфраструктуры Украины стала главной причиной передачи полуострова в состав УССР при Хрущеве. Адекватного технического решения проблемы не существует», — считает эксперт в области социальной и политической географии Наталья Зубаревич. В условиях обезвоживания рождаются дикие проекты. Так, депутат Госдумы от Крыма и сподвижник главы республики Сергея Аксенова — Михаил Шеремет предложил «закольцевать» крымские реки, чтобы сэкономить драгоценную влагу.

По мнению Зубаревич, наиболее реалистичным с точки зрения правительства решением является строительство атомного опреснителя морской воды, такого же, как построенная в советские годы Шевченковская АЭС на полуострове Мангышлак в Казахстане. Это объясняет и участие в дискуссии Росатома. Однако проект рискует оказаться сверхдорогим, сверхдолгим и сверхопасным.

 

Водный атом

С 2014 года было представлено много проектов мощных опреснительных станций. Ни один из них не был принят. Оказалось, что дешевле возить воду в цистернах. Дело в том, что технология опреснения — крайне энергоемкая. Пока в Крыму был энергодефицит, опреснять морскую воду было нереально. Потом построили энергомост через Керченский пролив. В Крыму появился свет, но зато на Кубани его пришлось периодически отключать. Сейчас в финальной стадии запуска две мощные ТЭЦ в Симферополе и Севастополе. Они должны решить проблему энергодефицита. «Но даже их мощности не хватит, чтобы опреснять воду в грандиозных масштабах. Поэтому и привлекают Росатом», — считает Сергей Козловский.

По мнению собседника ПРОВЭДа, подобное решение вызовет протесты крымчан, вроде тех, которые разразились в Перестройку — против строительства Крымской АЭС в Казантипе. В 1989 году проект заморозили, а в недостроенном машинном зале объекта позднее проходили знаменитые рэйв-фестивали. «Проблема отсутствия воды, конечно, есть, но атомная электростанция — это еще хуже. Все этого боятся. Крым — сейсмически активная зона. Большие землетрясения происходят тут примерно раз в сто лет. Последнее было в 20-е годы. При обсуждении любых атомных проектов нужно учитывать мнение местных жителей», — говорит Козловский.

 

«Академик Ломоносов» спешит на помощь

Опреснитель, использующий энергию атома для выпаривания морской воды, опасен, как и любая другая ядерная станция, считает эксперт программы «БезРАО» Российского социально-экологического союза, инженер-физик Андрей Ожаровский. «Главная проблема — радиоактивные отходы и сам реактор по окончании срока эксплуатации. Непонятно, что с ними делать. Вероятность взрыва и радиационного загрязнения оценить сложно, но ее последствия наверняка будут катастрофичными. Наконец, строить реактор — дорого и долго. После присоединения Крыма Росатом объявил, что готов использовать площадку в Казантипе, чтобы решить проблему энергоснабжения. Позднее от проекта отказались. Срок строительства АЭС — десяток лет, в то время как обычная паро-газовая станция возводится примерно за год. С опреснителем, я надеюсь, будет такая же ситуация», — говорит Ожаровский.

По мнению эксперта, наибольшую опасность представляет адаптация под опреснитель плавучей АЭС «Академик Ломоносов». Она построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и спущена на воду в апреле 2018 года. «Возможно, Росатом решит воспользоваться ситуацией, в которой оказался Крым, и предложить ужасный проект плавучего энергоблока. Энергогенерация такой станции в семь раз дороже любой другой — об этом говорил еще Герман Греф, когда был министром экономики. Если для удаленных северных районов использование плавучих станций еще можно как-то объяснить, то для Крыма это будет в высшей степени бесхозяйственным решением», — предупреждает Ожаровский.

 

Есть одно разумное решение
Атомному решению проблемы воды в Крыму экологи противопоставляют использование солнечных опреснителей. Они применяются в Саудовской Аравии, Иордании и даже в Сахаре, где недавно в рамках эксперимента Sakhara Forest (Леса Сахары) были выращены первые огурцы. «В Крыму огромные площади не используемых из-за засухи земель. Солнечная станция представляет собой навес, в тени которого можно выращивать сельхозпродукцию», — объясняет инженер-физик.

Сергей Козловский не видит иного способа увлажнить Крым, кроме политического. «Вместо того чтобы плодить странные, безумные прожекты, надо договариваться об открытии Северо-Крымского канала, ведь от блокады страдает и сельское хозяйство соседней Херсонской области. Люди в Крыму ждут президентских и парламентских выборов в Украине. Возможно, к власти придут более прагматичные люди, способные договариваться», — надеется Козловский.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...