Экономика

Россияне разлюбили кондомы

Спрос на презервативы в России падает. В 2018 году игроки рынка потеряли уже не менее 0,5 млрд рублей из-за снижения продаж. Они полны пессимизма: государство не стимулирует сексуальное просвещение среди россиян, и ждать роста рынка не приходится.


 

Продажи презервативов в России падают: на каждого россиянина в 2017 году приходилось по 2,9 презерватива, а годом ранее — по 3,5. Ситуацию на рынке не спас даже всплеск спроса на кондомы во время Чемпионата мира по футболу, когда горячие заграничные болельщики и страстные россияне сметали с аптечных полок средства предохранения. Эксперты винят в падении спроса на кондомы государство — оно не занимается сексуальным просвещением населения, и граждане не используют презервативы во время секса.

За месяц футбольного чемпионата — с середины июня по середину июля — продажи контрацептивов в России выросли на 15%, в Москве — на 11%, по данным DSM Group. Компания считала продажи только в аптеках, не учитывая магазины, где кондомы покупают чаще. За неделю до начала чемпионата в аптеках купили 436 тыс. презервативов, а с прибытием иностранных болельщиков продажи выросли до 0,5 млн штук. RNC Pharma оценивает годовой оборот рынка кондомов в России в 10 млрд рублей.

По данным аналитической компании RNC Pharma, за 1 квартал 2018 года в России было реализовано около 87,2 млн штук презервативов на сумму 3,7 млрд рублей. Это меньше, чем за тот же период 2017 года, — на 22,6% в натуральном и на 23,4% в денежном выражении. При этом и в 2017 году рынок сократился по сравнению с 2016-м на 15,5% и 13,8% в натуральном и денежном выражении соответственно. В 2017 году было продано 431,5 млн кондомов на 18,5 млрд рублей. При этом цены на барьерные контрацептивы не растут, а, наоборот, снизились на 1%.

Прогнозы на общие итоги 2018 года полны пессимизма: падение рынка продолжится.

В RNC Pharma отмечают: в 2015 году из-за кризиса многие россияне откладывали планирование беременности, поэтому презервативы пользовались популярностью, а теперь люди решили рожать. Это подтверждают и данные по спросу на гормональные и местные контрацептивы: в 2018 году он сократился на 6%, поясняет Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma.

Однако эти данные не подтверждает Росстат: в 2017 году в России уровень рождаемости упал на 10,7% (за год родились 1,69 млн детей), и 2017-й стал худшим по этому показателю за последние 10 лет. Сократилось и количество абортов: их было сделано 627,1 тыс. — на 8,8% меньше, чем в 2016 году.

Сексуально активных российских потребителей не пугают мрачные прогнозы Минздрава, который недавно предрек эпидемию ВИЧ: только в Москве в 2017 году уровень заболеваемости вырос на 20% (на 500 случаев). Глава ведомства Вероника Скворцова говорила о том, что к 2020 году число больных возрастет в 2,5 раза.

 

Чужая резина

По данным DSM Group, почти все презервативы в аптеках (99,8%) — импортные. В России работают только три производителя — Армавирский завод резиновых изделий, «Верофарм» и «Эластомер». Но доля их в продажах очень мала, говорит директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева.

«Производить продукцию только для российского рынка невыгодно экономически, объемы, на которые может претендовать новичок, очень небольшие, а сырье закупается за границей, значит его цена зависит от колебаний валютных курсов. Если компания производит только презервативы, она никогда не сможет их предлагать по конкурентоспособной цене. Армавирский завод делает массу другой латексной продукции, скажем перчатки, и за счет этого выживает. Абсолютное большинство презервативов на российском рынке — почти 90% — импортируется из Тайланда и Китая. В этих странах собственная сырьевая база плюс очень низкая себестоимость производства.», — поясняет Николай Беспалов.

В Тайланде и КНР выпускаются лидеры продаж среди кондомов — марки «Контекс» и «Дюрекс», на которые приходится соответственно 50% и 35% российского рынка. Обе марки производит английская компания Reckitt Benckiser. За ними с большим отрывом идут презервативы Sico и Visit (производятся германской фирмой CPR Produktions) — 8% рынка, отмечает Николай Беспалов.

В 2016 году во Владимирской области в поселке Боголюбово компания «Бергус» начала строительство производства презервативов мощностью 120 млн штук в год. Но из-за скандала с местными верующими, которые заявили, что соседство такого производства с Боголюбовским монастырем оскорбляет их чувства, предприятие перенесли во Владимир. Дозвониться до представителей компании ПРОВЭДу не удалось.

 

Молитва вместо контрацепции

Существенно снизились продажи изделий среднего ценового сегмента. Спрос переместился в дорогой сегмент супертонких презервативов — по цене от 1 тыс. рублей рублей за упаковку—  или недорогих — до 100 рублей за упаковку, говорит Вадим Химич, генеральный директор X-Retail (сеть магазинов «Эробутик»). Это соответствует общей тенденции последних лет — постепенно вымывается средний класс потребителя и увеличивается разрыв между доходами богатых и бедных россиян, отмечает Химич.

«И это все на фоне низкой сексуальной грамотности значительной части населения. Сексуальное просвещение в последние годы попросту исчезло из нашей жизни. Ну, кроме рекламы гигиенических тампонов и прокладок. Про средства предохранения для лиц нетрадиционной сексуальной ориентации я просто молчу — продажи их стремятся к нулю, хотя существуют специальные презервативы для анального секса, женские презервативы. Духовные скрепы последних лет — это прекрасно. Но молитва, к сожалению, не заменит средств контрацепции», — отмечает Вадим Химич.

Эксперты прогнозируют, что в дальнейшем рынок будет медленно сжиматься, примерно на 5% в год. Простимулировать спрос может государство, если возьмется за программы профилактики ВИЧ инфекции и уроки сексуального воспитания.

Однако ожидать этого не стоит: депутаты Госдумы не раз заявляли, что это ведет к развращению молодежи, а предохраняться предлагают воздержанием до брака.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...