Таможня

Таможенную волокиту оцифровали

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ регулярно рапортует об успехах в повышении эффективности за счет внедрения передовых технологий в таможенном оформлении. Но лучше становится только на бумаге.


К каждой электронной декларации на ввозимый в Россию товар необходимо прикреплять в среднем 10 обосновывающих документов, подсчитали в Центральном информационно-техническом таможенном управления (ЦИТТУ). Хотя Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, вступивший в силу с 1 января 2018 год, позволяет участникам ВЭД предоставлять декларацию на товар (ДТ) в электронном виде, не прикрепляя документы, на основе которых она составлена.

«Проще работать не становится, — возмущаются участники ВЭД. — Более того, на местах таможенники противятся автоматизации процессов и препятствуют авторегистрации и автовыпуску».

Еще разок повторите

Закон позволяет отправлять документы в таможню до подачи декларации, поясняет Елена Парамонова, директор департамента таможенного оформления логистической компании FM Logistic, чтобы по прибытии поставки максимальное количество документов находилось уже в архиве. Однако не все так просто: еще не все таможенники могут, умеют и хотят пользоваться электронным архивом. «Данная возможность применима не для всех таможенных постов, и на некоторых постах по-прежнему требуется формализация», — делится наблюдениями Анаит Василян, начальник таможенного отдела группы компаний AsstrA.

Процесс не ускоряется, но хорошо, что хотя бы не замедляется, иронизирует эксперт по внешнеэкономической деятельности компании AKFA Александр Пасечник. По его словам, каждый раз одни и те же документы приходится подавать заново. «Повторное использование документов? Не знаю, не слышал», — удивляется эксперт.

Впрочем, некоторый прогресс все же имеется, хотя и вялый. Например, в том же отчете ЦИТТУ отмечается, что к концу 2017 года ФТС все же удалось повысить количество повторно используемых электронных документов с 10% до 50%.  «Таможенникам проще запросить документ, чем искать его в архиве. Но в последнее время действительно замечаем, что они берут документы из архива, не дергая декларанта», — говорит Максим Григорьев, специалист по таможенному оформлению компании-таможенного представителя «Гестион».

Таможня против прогресса

Андрей Кириенков, генеральный директор таможенного представителя «Кастомс Рус», также говорит о том, что процесс таможенного оформления не упрощается, а таможенники и вовсе препятствуют его автоматизации.

«По-хорошему, декларацию можно подать без «подбитых» к ней документов — это предусмотрено кодексом. Но инспектор в любом случае запросит документы, на основании которых она заполнена. Тенденции к тому, чтобы таможни повсеместно автоматизировались, я не вижу. Бизнес не освобождается от проведения дополнительных проверок. Если декларант попадает на доппроверку, то кодекс, можно сказать, прекращает действие. Потому что время проведения проверки может быть бесконечным», — объясняет Андрей Кириенков.

Некоторые, особенно загруженные таможни, находят формальные причины запросить дополнительные документы — это дает люфт, чтобы не нарушать установленный кодексом срок выпуска декларации в 4 часа.

«Это так у нас Московский регион загружен, Смоленск, Брянск, Курск. Надо понимать, что любой запрос дополнительных документов — например, прайс-листа — затягивает выпуск», — говорит Кириенков.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: