Общество

Потребление в картинках: на что нам хватило бы денег сегодня и пять лет назад?

Мы часто слышим о том, что наши реальные доходы падают, но для многих россиян это так и остается лишь статистическими изысканиями, далекими от повседневной жизни. Но все становится нагляднее, когда мы начинаем смотреть, на что нам хватило бы денег сегодня и пять лет назад.

 


Нереальное снижение

Реальные доходы россиян перешли в отрицательное русло в 2014 году. Курс рубля начал снижаться следом за падающими ценами на нефть, а инфляция резко устремилась вверх. Многие товары особенно сильно подорожали из-за введенного продовольственного эмбарго – во многих регионах в несколько раз выросли цены на молочную продукцию, рыбу, деликатесы, некоторые виды фруктов. На ценах сказались возросшие налоги и сборы, «Платон» и растущие ставки по кредитам. В результате зарплаты в денежном выражении перестали поспевать за ценами.

По данным Росстата, в 2014 году наши реальные доходы упали на 0,7%, в следующем году – еще на 3,2%, в 2016 году – на 5,6%. Летом 2017 года падение на время прекратилось – спасибо растущим ценам на нефть, но с осени оно продолжилось, несмотря на официальный низкий уровень инфляции.

По итогам десяти месяцев этого года реальные доходы россиян стали ниже на 1,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Поскольку падение реальных доходов оценивается относительно уровня предшествующего года, то в конечном итоге получается накопительный эффект. Внешэкономбанк подсчитал, что сейчас по реальным доходам мы опустились до уровня 2009 года.

С точки зрения работающего человека, получается эдакая социальная несправедливость. Вроде бы по сравнению с 2009 годом россияне увеличили свою квалификацию, освоили компьютеры, возможно, кто-то получил высшее образование, а в конечном итоге в реальном выражении могут позволить себе столько же, сколько восемь лет назад.

 

Dofodi Produkti 1

 

Что мы можем теперь купить?

Росстат ежегодно оценивает покупательную способность по отдельным товарам. Проще говоря, сколько мы могли бы купить того или иного товара на сумму наших доходов. Если проследить разницу за прошедшие пять лет, то становится очевидно, что мы действительно стали беднее и можем купить намного меньше даже элементарных продуктов питания. По данным Росстата, подорожали для нашего кошелька почти все продукты из потребительской корзины. Так, если в 2013 году мы могли купить 95,4 кг говядины на величину наших средних доходов, то теперь только 92,2 кг. Картофеля, который регулярно дешевеет, – 1036,1 кг вместо 1052,2 кг, вермишели – 434,1 кг, что на 8,9% меньше. Сахарного песка, экспортные поставки которого мы наращиваем рекордными темпами, на 12% меньше.

Но сильнее всего бьют по карману российского потребителя товары, которые попали под продовольственное эмбарго. В частности, замороженной рыбы (причем не включая филе и рыбы лососевых пород) теперь можем купить на 26% меньше, а питьевого молока – на 20% меньше. Самый настоящий антирекорд установило сливочное масло – на наш нынешний среднедушевой доход мы сможем купить на 35,5% меньше этого продукта.

Те, кто любит запивать бутерброды чаем, теперь платят больше – черного чая мы себе можем позволить купить на 28,5% меньше, чем раньше.

Впрочем, есть несколько товаров, покупка которых теперь, напротив, обойдется дешевле. Так, например, мы теперь на 37% больше можем купить поваренной соли, а еще для россиян стала немного доступнее свинина (кроме бескостного мяса) – на 1,7%. Это связано с тем, что на волне импортозамещения у в России выросло собственное производство, и на нашем рынке стало гораздо больше отечественной продукции.

Снижение нашей покупательной способности по ряду продуктов привело к тому, что совокупная доля расходов на еду среди других расходов россиян выросла. По данным Росстата, в 2016 году в среднем россияне тратили на питание 37,4% от расходов на конечное потребление, в то время как в докризисном 2013 году эта доля составляла 33,1%.

Стоит добавить, что доля расходов на еду в общем объеме потребительских расходов – это один из общемировых индикаторов бедности населения, причем один из самых объективных. Он называется коэффициент Энгеля, в честь ученого, который еще в XIX веке утверждал, что чем богаче население той или иной страны, тем оно меньше тратит на еду. Состоятельным население считается тогда, когда эта доля составляет около 20-30%, а если менее 20%, то его с уверенностью можно назвать богатым. Любопытно, что даже у Китая этот показатель в 2016 году снизился до 30,1%, о чем заявляло Государственное статистическое управление страны. Получается, что мы стали даже беднее китайцев. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы