Таможня

Что сулит объединение ФТС и ФНС участникам ВЭД

Чиновники высокого ранга вновь вернулись к обсуждению идеи слияния двух главных пополняющих бюджет ведомств – Федеральной налоговой и Федеральной таможенной служб.  Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил решить этот вопрос до мая 2018 года, сославшись на положительную мировую практику функционирования единого фискального органа. Напомним, что оба ведомства находятся под крылом Минфина, а между ними налажен частичный информационный обмен, идет работа над созданием единого механизма  администрирования таможенных, налоговых и иных платежей. Каковы перспективы этой работы, необходимо ли слияние ФТС и ФНС и как оно скажется на участниках ВЭД – мнением на этот счет поделились представители бизнес-сообщества.


Пока работа над Единой информационной системой идёт ни шатко, ни валко: тот тут, то там обнаруживаются досадные мелочи, сроки реализации переносятся. Как рассказывал ПРОВЭД, Главный научный инновационный внедренческий центр Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ ФНС) вовремя не  подготовил и не передал необходимые изменения в план мероприятий ЦИТТУ ФТС, что повлекло за собой срыв своевременной реализации госконтракта Минфина от 25 апреля 2016 года «Разработка проекта единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанного на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству Финансов РФ».

В Комплексной программе развития ФТС до 2020 года только заложены такие цели, как организация взаимодействия ФТС России и ФНС России, в том числе создание системы единого механизма и доработка программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях сопряжения (сближения) и интеграции информационных систем ФТС России и ФНС России.

О создании единой для двух ведомств системы говорилось ещё в 2015 году, но до сих пор говорить о впечатляющих результатах не приходится. А потому сложно представить, сколько времени, усилий и денег придется потратить на полномасштабную интеграцию двух ведомств.

− В том, что касается создания Единой информационной системы двух ведомств, очевидный плюс для государства – это больший контроль за всей цепочкой прохождения груза от пересечения границы до реализации и за лицами, обеспечивающими эту цепочку. Теоретически это должно способствовать исчезновению таких чувствительных проблем для бизнеса, как подтверждение вывоза товара за границу для возврата НДС при экспорте, двойное налогообложение компаний при доначислении НДС по итогам проверки на этапе после выпуска. Сложнее станет и недобросовестным участникам ВЭД «играть» на случаях разного исчисления НДС на ввезенный груз таможенной и налоговой службами, − объясняет Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России» и руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования».

− Представители четырех объединений бизнеса неоднократно ставили вопрос о постепенной передаче администрирования НДС при пересечении границы органам налогового контроля. При установлении сквозного контроля за перемещаемым товаром и лицами, участвующими в этом,  может быть снята едва ли не главная проблема выпуска – корректировка таможенной стоимости. Если на границе оплачивается только таможенная пошлина (в среднем 6% от стоимости товара в 2018 году), а НДС будет оплачиваться в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, нет смысла для участника ВЭД занижать декларируемую стоимость при ввозе, т.к. это будет означать увеличение 20-процентного налога на прибыль (разница между ввозной стоимостью и ценой реализации). При исчезновении проблемы КТС существенно сократится доля серого импорта, таможенное оформление станет проще и быстрее, уменьшится число судебных разбирательств со всеми соответствующими издержками, у ФТС, смею предположить, высвободятся ресурсы для выполнения других задач.

Риски кассового разрыва, на которые постоянно ссылаются противники нашего предложения, существенно снижаются при поэтапном переходе на новую систему (сначала – по наиболее «рисковым товарам») и с лихвой компенсируются очевидными плюсами для бюджета – итоговым ростом доходов (20% налога на прибыль существенно весомей для бюджета, нежели 6% пошлины, к тому же разделенной между всеми участниками ЕАЭС), сокращением «теневого бизнеса» и уменьшением косвенных издержек (обоснование таможенной стоимости, судебные издержки и т.д.), − заключает эксперт.

− Совместная работа ФТС и ФНС уже показывает эффективность взаимодействия - рост поступлений в бюджет, − уверяет Денис Карпенко, генеральный директор компании Cargopost. − Процесс интеграции информационных систем ведомств запущен. Чего ждать от создания единой фискальной системы перевозчикам? Скорее всего, больших перемен не произойдёт. Процесс слияния двух ведомств задуман, прежде всего, для унификации их деятельности. Что в свою очередь должно оптимизировать контроль за транзакциями и товарными потоками, в частности, - пост-контроль и взыскание. Совместное администрирование платежей позволит снизить административные барьеры при определении таможенной стоимости, ускорить процедуру таможенного оформления.

Но в вопросе возврата НДС при экспорте руководитель компании не разделяет точку зрения Виталия Сурвилло:

− Сроки возврата НДС навряд ли сильно сократятся, поскольку налоговые органы вводят дополнительные рычаги проверки. Например, ст. 54.1 НК РФ, которая определяет правила признания обоснованности налоговой выгоды. Изменений в части технических регламентов и реформ в ближайшее время не планируется, поэтому о введении дополнительных сборов говорить преждевременно. Все платежи прописаны в новом Таможенном кодексе и ФЗ. Введение ФТС таких мер как единый лицевой счёт облегчит уплату и перечисление таможенных платежей.

В целом единая информационная система ФТС и ФНС должна сделать все процессы более открытыми и ускорить их. Пока без реформирования функции таможенного контроля слияние видится больше организационным решением фискального администрирования, которое едва ли сильно изменит или намного облегчит деятельность участников ВЭД.

Тимур Давиташвили, директор по таможенным операциям логистической компании «ДАКСЕР», и вовсе видит объединение ФТС и ФНС бессмысленным:

− Я считаю, что слияние ФТС и ФНС не имеет особой необходимости, так как функции налоговой и таможенной служб очень разные. В каждой своя специфика и много тонкостей. ФНС охватывает всех граждан страны и компании. Таможенная служба − только участников внешнеэкономической деятельности и небольшой процент физических лиц, которые перемещают товары через границу Таможенного союза. Объединив такие большие структуры, получится, пожалуй, самая крупная служба с огромным полем деятельности. Наладить работу в таком случае будет очень сложно. Всегда легче контролировать процесс в структурах меньшего размера. Если нужно передать фискальную функцию в ФНС, то это можно сделать и без объединения. Так сейчас обстоит дело с оплатой утилизационного сбора с транспортных средств. Его платят не на счета таможни. А создать общую информационную базу по участникам ВЭД, на мой взгляд, не проблема с учетом нынешних технологий. Например, банки уже получают таможенные декларации в электронном виде по официальным каналам.

Какие плюсы для участников рынка это может дать? Если только введение одного личного кабинета на портале «объединенной службы». Так это не существенное упрощение для ведения бизнеса. Нет уверенности в том, что слияние позволит быстрее возмещать НДС или оплаченные обеспечения таможенных платежей. С точки зрения контроля над участниками ВЭД, возможно, это и упростит задачу. Хотя никто не мешает и без слияния дать доступ ФНС к таможенной базе ФТС и наладить обмен информацией между службами в упрощенном, скоростном режиме. Как показывает практика, любые глобальные изменения всегда ведут к возникновению новых проблем. А слияние таких серьезных служб для бюджета страны наверняка не пройдет без последствий для всех участвующих в процессе сторон.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: