Экономика

Как рассчитать себестоимость импортного товара?

Как рассчитать себестоимость импортного товара? Казалось бы, для человека, проработавшего в импортной логистике хотя бы полгода, это не должно составлять проблемы. Однако, по словам директора по таможенному оформлению и ВЭД одной из крупных компаний Роберта Аристова, из 70 кандидатов на должность только один справляется с пустяковой, на первый взгляд, задачей. Эксперт рассказывает, как специалистам в сфере ВЭД решать повседневные задачи.


robert
Роберт Аристов, руководитель службы закупок в Varton Company

Мы занимаемся импортом и экспортом товаров бытового назначения. Наш средний объем - от 30-40 контейнеров в месяц и 5-10 авиагрузов. С вступлением в должность передо мной встала одна из основных задач - формирование эффективной команды отдела импортной логистики.

На своих собеседованиях я предлагал кандидатам решить достаточно типовую задачу. По предоставленным ниже в таблице данным необходимо рассчитать себестоимость единицы каждого продукта на нашем складе. Из 70 претендентов на место эту задачу смог решить только один человек!

Безусловно, пугающая статистика. Поэтому я посчитал необходимым пошагово объяснить , как складывается себестоимость импортного товара, показать те нюансы, на которые необходимо обращать внимание как рядовым исполнителям, так и топ-менеджменту компании, поскольку на этих двух уровнях есть различия в оценке эффективности данного процесса.

Итак приступим к расчетам. Сразу оговорюсь, что в разных компаниях разная учетная политика и разный подход к расчету себестоимости импортной продукции. Кто-то включает НДС в структуру себестоимости, кто-то нет. Я буду опираться на наш опыт.

Что мы имеем? 2 разных вида продукции в одном контейнере, который отгружается на условиях FOB Xiamen из Китая в порт Восточный. Мы имеем все расходы, которые будут связаны с поставкой товаров от поставщика в Китае до нашего склада.

1. Необходимо рассчитать размер таможенной пошлины и НДС, который будет обязателен к уплате при декларировании продукции. Ставка таможенной пошлины в процентах указана в условиях задачи. Ее необходимо умножить на таможенную стоимость продукции.

Таможенная стоимость, в свою очередь, состоит из всех платежей, которые импортер перевел за рубеж по данной продукции: стоимость товара + транспорт до границы РФ + лицензионные платежи + страховка и пр. Мы видим, что ставка пошлины на нашу продукцию разная. Поэтому необходимо пропорционально разделить стоимость фрахта Xiamen-Восточный на виды продукции. Встает логичный вопрос: “пропорционально” чему необходимо делить ставку? Я всегда советую опираться на следующий принцип: какой параметр является ограничивающим, по тому и делаем пропорцию. Если мы взглянем на наш пример, то общий вес товара 16 600 кг, что далеко от максимальных значений для контейнера 40HQ (26,5 тонн), а объем 65 кубов является максимальной загрузкой в данный вид контейнеров для нашего товара. Таким образом пропорцию на распределение транспорта будем делать по объему груза. Получаем долю транспорта, которую таможня отнесет на нашу продукцию:

Продукт 1 = 1050$ * 29.9 / 65 = 483$  

Таможенная стоимость П1 = 102’700$ + 483$ = 103’183$   

Продукт 2 = 1050$ * 35.1 / 65 = 567$

Таможенная стоимость П2 = 65’500$ + 567$ = 66’067$

Размер таможенной пошлины:

Пошлина П1 = 103’183$ * 0 = 0$

Пошлина П2 = 66’067$ * 0.125 = 8’258.38$

НДС рассчитывается следующим образом: (Таможенная стоимость + Пошлина)*Ставка НДС

НДС П1 = 103’183$ * 0.18 = 18’572.94$

НДС П2 = (66’067$ + 8’258.38$) * 0.18 = 13’378.57$

2. Считаем сумму всех накладных расходов на каждый вид продукта.

Тут все просто, берем все расходы: Транспорт + ТО + Простой и пр., и так же пропорционально делим между видами продукции. Договоримся, что на момент расчета курс доллара США равен 59,50р.

Продукт 1 = (1050$*59.5 + 145’000 + 17’000 + 1’500) * 29.9 / 65 = 103’948.50р.

Продукт 2 = (1050$*59.5 + 145’000 + 17’000 + 1’500) * 35,1 / 65 = 122’026.50р.  

3. Собираем все цифры воедино и делим на количество Продукта. Оговорюсь, что курсы необходимо использовать те, которые были актуальны на момент отправления денег по счету. Например, если у вас валютные счета за транспорт оплачиваются с отсрочкой, то курс нужно брать на момент платежа, так же как и платеж поставщику необходимо считать на момент перевода денег зарубеж.

Скажем, что курс на момент перевода денег поставщику был равен 58,2р., тогда финальная формула будет следующей:

Себестоимость П1 = Пошлина П1 + НДС П1 + Расходы П1 =

(102’700$ * 58.20р. + 0 + 18’572.94$ * 59,50р. + 103’948.50р.)/130’000шт. = 55,28р. за 1шт.

С/с П2 = (65’500$ *58.20р. + (8’258.38$ + 13’378.57$) * 59.50р. + 122’026.50р.)/50’000шт.= 104,43р. за 1 шт.

При условии, что цена на условиях FOB за штуку = П1 =45,98р. и П2 = 76,24р., то Коэффициент затрат на логистику (КТЗ):  

КЗЛ П1 = (55,28 / 45,98 - 1)*100% = 20,23%

КЗЛ П2 = (104,43 / 76,24 - 1)*100% = 36,97%

Таким образом, мы полностью посчитали себестоимость каждого товара. Напомню, что расчет сделан так, как мы условились в компании. В таможенной практике расходы на транспорт делятся на основании веса брутто по каждому товару.

Все предельно просто, и мое мнение таково, что все без исключения специалисты в области импортной логистики должны понимать структуру данного расчета.

Что руководителям дает показатель КТЗ?

Группируя товар по однородности (размер пошлины, географическое расположение поставщика, условия отгрузки, вид транспортировки), вы можете устанавливать целевые показатели на группы товаров, по которым сможете в динамике отслеживать эффективность работы подразделения в целом.

Отмечу, что данный расчет полон и достаточен для уровня исполнителя или начальника отдела. Если же мы выйдем на уровень выше (директор ВЭД, финансовый директор, генеральный директор), то обязательным условием является необходимость рассмотреть стоимость денег во времени. Зачем? На мой взгляд, это абсолютно необходимо, так как сейчас очень сложно найти компании, которые полностью развиваются на свои деньги и не используют кредитные под операционную деятельность, а значит каждый отвлеченный рубль из оборота сколько-то стоит в единицу времени.

Что выгоднее: получить скидку в 100$ на фрахт или отсрочку платежа в 60 дней?

В своем примере я хочу затронуть тему оптимального момента таможенного оформления груза по данному маршруту.

Кто-то может сказать, что декларировать товар необходимо, когда он будет на границе (порт Восточный), дабы избежать дополнительных платежей за оформление ВТТ. И в какой-то степени они будут правы, так как в этой схеме есть свои плюсы. Но давайте порассуждаем, что происходит при таком сценарии?

Груз пришел в Восточный, вы подали ДТ и отправили на таможню 2’392’488.46р. После этого ваш груз 1-2 дня будет в таможенном оформлении, после еще 6-7 дней (в среднем) будет постановка на поезд, после 12-14 дней он будет идти по ж/д, после - 2-3 дня на выгрузку контейнера и доставку вам на склад. Что мы имеем? 26 дней на доставку груза в ваше распоряжение после оплаты таможенных платежей. Расчет грубый, возможно все пройдет быстрее. Возьмем банковский процент для юр.лиц, равный 12,5% годовых. Получаем, что за 26 дней вы заплатите 21’303р. процентов за использование этих средств, пока контейнер шел к вам через нашу необъятную страну! При том, что стоимость оформления ВТТ в наши дни не превышает 6’500-7’000р. Дельта получается 14 303р. на каждом контейнере.

В условиях наших объемов в 30 контейнеров в месяц получаем 429’090р. экономии каждый месяц или 5,150 млн.р. в год. Ощутимая экономия.

Конечно, есть оговорки и ограничения у данного метода. И я не буду утверждать, что оформляю ВТТ на каждый контейнер, который идет через Дальний Восток. Я хочу лишь обратить ваше внимание, что логистику необходимо считать во времени и с точки зрения стоимости денег. И никогда не упускать данный вопрос из вида.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...