Общество

Литовское танго: как знаменитый сыр «Джюгас» стал аргентинским

На российском продовольственном рынке разворачиваются два параллельных процесса. С одной стороны, власть усиливает меры по недопущению в страну санкционных продуктов. А министерство финансов, как сообщили СМИ, даже предлагает ввести уголовную ответственность за нарушение эмбарго. С другой стороны, изобретаются все новые способы, как на формально легальных основаниях обойти санкционные запреты.


А знают ли аргентинцы?

Пожалуй, наиболее яркий пример – литовский сыр  Джюгас (Dziugas). Он хорошо известен российским потребителям. Джюгас далеко не рядовой продукт. Он –   национальная гордость Литвы, одна из главных экспортных статей и обладатель десятков призов международных выставок и конкурсов. Это, конечно, далеко не пармезан, но очень качественный твердый сыр. Его выдерживают от года до трех лет и даже дольше. Выпускается также «молодой» ферментный сыр Джюгас со сроком созревания два месяца.

С началом санкционных войн литовские сыроделы лишились одного из главных рынков. А российский потребитель – относительно недорогого натурального продукта. Но разлука с популярным брендом не продолжалась долго. На просторах нашей необъятной родины возник аргентинский Джюгас.

Знаменитым литовским сыром латиноамериканского производства вовсю торгуют в интернете и в обычных магазинах. Больше того, какое-то время назад он стал победителем конкурса сыров типа «пармезан», устроенного порталом spros-online.ru. Соперниками были твердые сыры российского производства и продукция из соседних стран СНГ. Лучшим среди финалистов признали образец сыра Джюгас.

«Самый вкусный образец теста, ставший лидером по соотношению «цена-качество», – говорится в заключении авторитетной экспертной комиссии. –  Среди четырех участников исследования этот сыр был отмечен как наиболее похожий на оригинальный итальянский пармезан. Цвет светло-желтый, равномерный. Сыр вкусный, с легким пикантным послевкусием, характерным для пармезана. Структура плотная, слегка ломкая».

В сопроводительной справке указана цена – 915 рублей за килограмм, что, по нашим временам, не слишком дорого для импортного сыра. А рядом дана такая информация: производитель - АО "Zemaitijos pienas" (Литва), изготовитель - NOAL S.A. (Аргентина). О том, чем второй отличается от первого, и как они делят функции и прибыль, не сказано ни слова.

Компания NOAL S.A. из провинции Кордова не какая-нибудь фирма-однодневка. Она основана в 1994 году и к сегодняшнему дню стала одним из наиболее заметных игроков на аргентинском рынке. Ее сыры реализуются как в самой Аргентине, так и за границей. Главные направления экспортных поставок – США, Бразилия, Чили и Канада. В каталоге на сайте фирмы названы собственные твердые сыры – Reggianito и Sardo. Однако там нет ни малейшего намека на аргентинский Джюгас. Равно как и на контакты с литовскими коллегами.

Может, в Аргентине есть еще одна NOAL S.A.? Однако в такое совпадение верится с трудом. А может, раньше и было тесное сотрудничество, но с тех пор оно закончилось?  Если судить по ценникам в российских магазинах, литовско-аргентинское взаимодействие успешно продолжается по сей день.

В московском интернет-магазине «Мир продуктов» предлагают сыр со сложным названием «Пармезан Джугас Риджанито». Цена – 910 рублей. Страна происхождения – Аргентина. Конкретный производитель не указан. Зато добавлены аппетитные подробности: «Готовится под строгим европейским контролем… Нежный, сладковатый вкус… Позволяет рекомендовать его в пищу людям, которые придерживаются вегетарианства (!)».

Следы молодого сыра Джюгас обнаружены на сайте магазина «Сельский бутик». Упаковка весом 240 граммов стоит 399 рублей. Конкретный производитель снова не указан. Но страна происхождения названа все та же – родина зажигательного танго замечательная Аргентина. Которая, к слову сказать, экспортирует в Россию свой качественный твердый сыр.

 

Дети лейтенанта Шмидта

Точно такие 240-граммовые упаковки сыра Джюгас фигурируют еще на нескольких сайтах. Но производители почему-то названы другие. Например, некое российское ООО «Фрилайн». Если верить сайту оrgninfo.ru, который ведет учет юридических лиц Москвы, в России насчитывается целых 60 «Фрилайнов». Только в столице их 17, во Владивостоке – 6, а в Санкт-Петербурге – 3. И как на грех, все они – ООО. Установить, какое именно из них в короткий срок сумело наладить производство сыра под брендом Джюгас, едва ли представляется возможным.

Мелькает имя еще одного российского производителя – ООО «Продлайн». Фирм с таким названием тоже набирается порядочно. Большинство ведет оптовую торговлю продовольствием. На счастье на сайте московского онлайн супермаркета «Утконос» рядом с фото сыра Джюгас дана развернутая информация.

Из нее легко узнать, что производитель – один из питерских «Продлайнов». Указаны не только юридический адрес, но и адрес производства. По первому из адресов, как уверяет Яндекс, прописана совсем другая фирма. Но в этом-то как раз нет ничего неординарного. Отечественный бизнес по праву знаменит своей мобильностью. Сегодня у некоторых фирм один официальный адрес, на следующий день – другой, а через неделю – третий.

Вот сыроварня не пара компьютеров и не канцелярские столы. Ее передислоцировать значительно труднее. Однако по адресу в 8-м Верхнем переулке, указанному «Утконосом», совсем нет сыроварен. Если только производство сыра не прячется под вывеской шиномонтажа или приемного пункта металлолома. Впрочем, там так много корпусов (от 4А до 4Н), что с точностью ничего утверждать нельзя. А Яндекс, на котором перечислены организации по данному адресу, тоже может ошибаться.

Юридическое лицо, которое уполномочено принимать претензии от имени производителя, нашлось в одном из документов Роспотребнадзора. ООО «Унивита Петербург» фигурирует в разрешении на импорт как раз сыра Джюгас. Бумага издана незадолго до введения продуктового эмбарго. В качестве уполномоченного лица как питерского дистрибютора, то есть «Унивиты», так и московского импортера ООО «Унипак» в ней упоминается один и тот же менеджер по продажам.

Однако чаще всего на бескрайних российских просторах попадается Джюгас вообще без имен производителей. В пояснениях скромно написано: бренд Dziugas, страна Россия. Кто скажет точно, сколько их в родном отечестве, скромных продолжателей литовских сыроваренных традиций? Ясно одно: развелось их у нас, как детей лейтенанта Шмидта из известного романа Ильфа и Петрова.

 

Армянский тезка

В заключение маленькая сценка. Небольшой московский магазин в сотне метров от Садового кольца. На витрине, на самом видном месте, круг выдержанного сыра Джюгас. Хорошо знакомая фирменная упаковка с изображением заслуженных медалей видна даже с улицы.

Единственный продавец охотно достает круг сыра из витрины, дает посмотреть этикетку на оборотной стороне. На вопрос, чье производство, отвечает с гордостью: «Оригинальное. Литва».

На этикетке отчетливо написано, что страна происхождения Армения. Продавец убирает сыр обратно в витрину и понижает голос до доверительного шепота: «А, это? Это, сами знаете. Из-за санкций».

«Уголовную ответственность, говорите, обещают ввести? – он улыбается и машет рукой. –  Будут наказывать тех, кто занимается ввозом. А у нас все законно. Вы же сами читали: Армения».

И вот что подумалось в этой связи. Ну приравняют контрабанду пармезана и хамона к контрабанде отравляющих веществ и оружия. Ну пусть даже посадят кого-то для острастки. Все равно нет уверенности, что это даст результаты. Ничто, например, не помешает тем же литовцам перебазировать часть производства к белорусским соседям? И как минимум упаковывать сыр по чужую сторону границы. И что делать тогда? Вообще запретить импорт сыра? Не проще ли будет отменить эмбарго?  

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...