Экономика

ФАС наступила «ФПК» на хвост

18 ноября в России объявили о начале продаж плацкартных билетов на 2018 год. Две с лишним недели билеты на первые зимние месяцы были недоступны. Все это время Российские железные дороги ожидали решение Правления ФАС России: ранее перевозчик сообщил о намерении увеличить тариф на плацкартные билеты на 3,9% в новом году.

Антимонопольное ведомство заявило, что основания для повышения остаются спорными, и предложило уменьшить тариф на 10%. Причиной для столь жесткого отказа стало сокращение перевозок − только в текущем году пассажиропоток снизился на 8,4%, продолжив печальную тенденцию прошлых лет. Указали антимонопольщики и на то, что рядовому пассажиру, высоко ценящему собственное время, гораздо выгоднее пользоваться услугами авиакомпаний. В подтверждение своей позиции представители ФАС произвели анализ цен АО «ФПК» и авиакомпании «Победа». Сравнив стоимость билетов по одним и тем же направлениям на одну и ту же дату, эксперты сделали вывод о том, что в отдельных случаях путешествовать на самолете дешевле, нежели плацкартой, а где-то цена авиаперелета не выше либо совсем незначительно превосходит стоимость билета в плацкартный вагон. Очевидно, что перелет существенно экономит время, давая пассажиру возможность добраться до места назначения, к примеру, не за 20 с лишним часов, а за 2-3. Так, к примеру, добраться из Москвы в Сочи на самолете можно за 2 часа 20 минут, заплатив 1900 рублей, при этом плацкартный билет стоит от 1600 до 2500 рублей. Сама же поездка займет 39 часов. Значительно дороже авиаперелета обойдутся и плацкартные билеты до Новосибирска, Сургута и Назрани. Совсем небольшая разница в ценах отмечена на маршрутах, связывающих столицу с Челябинском, Улан-Удэ, Краснодаром, Пермью и Самарой.

Как отметил заместитель руководителя ФАС России Александр Редько, авиаперевозчики снизили цены на 10%, за счет чего увеличили пассажиропоток почти на 22%. «ФПК» же, напротив, потеряла 8,5% клиентов в сегменте «плацкарт и общие вагоны» во многом за счет роста цен. «Провозные емкости остаются не загруженными большую часть года. В 2010 году «ФПК» перевозила в плацкарте 75 млн пассажиров, а в 2017 году на 14 млн меньше. Только за 2016 год и только авиакомпания «Победа» забрала 4 млн пассажиров», − подчеркнул он.

«Федеральная пассажирская компания» разместила на сайте ответное заявление о некорректности сопоставления условий и стоимости проезда на поездах с услугами лоукостеров. «Возможность купить билет в плацкартный вагон поезда дальнего следования доступна пассажирам в любой период по фиксированной цене (средний тариф без скидки в плацкарте на среднюю дальность поездки 930 км составляет 1400 рублей), а зачастую со скидкой. У авиаперевозчиков низкие цены квотируются как по времени, так и по количеству предложенных мест. При этом разница между средним минимальным тарифом и средним максимальным в экономическом классе может достигать 10 и более раз», − говорится в заявлении. Указывают перевозчики и на то, что авиакомпании включают в условия перевозки жесткие ограничения по весу и объему перевозимого багажа и ручной клади, по возможности вернуть или обменять билет.

В итоге Правление ФАС России наложило вето на изменение тарифов. Помимо решения ФАС России с отказом в индексации, ОАО «РЖД» получило поведенческие условия, выполнение которых должно обеспечить рост качества услуг. Также требуется ввести помаршрутный учет расходов, сократить расходы по долгосрочным контрактам, если таковые заключались без конкурсных процедур. Необходимо принять во внимание регулярное обновление и замену подвижного состава.

АО «Федеральная пассажирская компания» в ответном заявлении указывает на то, что ряд требований ФАС уже включены в планы компании: к примеру, запланирован учет расходов на каждом маршруте - его начнут производить с 1 января 2018 года. Специалисты в настоящее время заканчивают разработку методики. В том, что касается обновления подвижного состава, «ФПК» опирается на собственную долгосрочную программу, рассчитанную на 8 лет, до 2025 года. В программу уже включена закупка более 2 тыс. современных локомотивов. В планах ОАО «РЖД» выделять ежегодно до 85% от всего объема инвестиционных средств для реализации этих целей. Поскольку же общий парк компании составляет 18 тысяч вагонов, единовременное обновление затруднительно по ряду объективных финансовых и производственных возможностей, поясняют в «ФПК».

Адиля Вяселева, начальник управления регулирования транспорта ФАС России, прокомментировала заявление «ФПК»: «Поведенческие условия для «ФПК» установлены решениями Правления ФАС России. Представители «ФПК» присутствовали на Правлении, в том числе генеральный директор компании Петр Иванов. Протоколы Правления повторно будут доведены до ФПК, учитывая крайне бюрократический подход компании к решению насущных проблем. Странно, что задачи повышения качества обслуживания потребителей, установка биотуалетов и кондиционеров в вагонах должны ставиться органом регулирования, а не решаются менеджментом государственной компании самостоятельно». В ведомстве подчеркнули, что приостановка продаж билетов и решение о нулевой тарификации является консолидированной позицией Министерства транспорта и ФАС, а также подтвердили, что специалистами осуществляется регулярный мониторинг цен на услуги в сфере естественных монополий.

ФАС России направила в адрес «Федеральной пассажирской компании» письмо с требованием регулярно отчитываться о повышении эффективности и качества услуг. Каждую неделю ФПК должна представлять сведения о статусе подготовки автоматической выгрузки данных о доходах и расходах в разрезе маршрутов следования пассажирских поездов, ежемесячно − план мероприятий по повышению эффективности хозяйственной деятельности, а также отчет о фактическом снижении издержек в период, начиная с 2016 года. «Также ФПК следует предоставлять план по повышению качества услуг, с выделением информации о ходе работ по обеспечению установки биотуалетов и кондиционеров в поездах дальнего следования», − говорится в письме.

В ноябре Правительство РФ одобрило программу инвестиций ОАО «РЖД», рассчитанную на ближайшие три года. Объем ее составит 1,8 трлн рублей. В Правительстве отметили, что одним из главных приоритетов должна оставаться работа по приведению существующей инфраструктуры в состояние, отвечающее нормативам. Правительство настаивает на том, что работа эта должна быть активизирована в преддверии Чемпионата мира по футболу - 2018. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: