Общество

Туризм в Крыму держится на инвестициях малого и среднего бизнеса

В парламенте республики Крым определились с размером курортного сбора: он составит 10 рублей за сутки проживания каждого туриста. Законопроект был утвержден 20 ноября на заседании комитета Госсовета РК по санаторно-курортному комплексу и туризму и 29 ноября будет, по всей видимости, утвержден на сессии крымского парламента.


Предположительно, ставка будет действовать с 1 мая по 30 сентября, и только в семи регионах полуострова: в Алуште, Ялте, Судаке, Евпатории, Саках, Феодосии и Черноморском районе.

Однако в настоящий момент Крымский полуостров трудно рассматривать как туристическую Мекку россиян. Получается, что вопрос о курортном сборе почти решен, но есть ли собственно курорты, на которые граждане готовы  массово приехать?

Министр экономического развития республики Крым Андрей Мельников на полях Международного Культурного форума в Санкт-Петербурге с удовольствием говорил о туристическом потенциале полуострова, а также о том, как много еще нужно сделать.

Роман Бобылев, эксперт Общественной палаты РФ по туризму, оценил туристический потенциал Крыма критично, ответив на вопрос о том, далеко ли Крыму до Турции.


Андрей Мельников, министр экономического развития республики Крым:

 – Мы хотим показывать Крым красивым миллионам туристов. Сегодня мы принимаем пять миллионов гостей. Наши планы – это 10 миллионов туристов.

В рамках федеральной целевой программы мы создаем инфраструктуру, реконструируем объекты, но этого мало. Идя этим путем, есть вероятность получить некоторые бездушные центры притяжения. Задача, над которой мы сейчас работаем, – сделать так, чтобы вокруг этих объектов, которые действительно являются уникальными центрами притяжения, формировались креативные, культурные кластеры, вокруг которых будет кипеть культурная, деловая и экономическая жизнь. И эта жизнь, в том числе, будет давать государству доход в виде налогов.

Один из уникальных крымских проектов – проект восстановления Коктебеля. У него есть красивая история, связанная с Серебряным веком, с Максимилианом Волошиным. Если вы сейчас приедете в Коктебель, то будете очень сильно разочарованы. Мы хотим сделать из Коктебеля новую культурную, креативную столицу Крыма.

koktebelКоктебель

Есть много сложностей. Например, есть территория, на которой без разрешения властей ничего делать нельзя. Нельзя ничего строить. Наложен некоторый архитектурный мораторий. Кроме того, необходима чистка. Будут удаляться незаконные строения, будут возрождаться набережные, будут прокладываться новые дороги в городе. Парк, в котором находится дом Волошина, – это центр Коктебеля, душа его. Этот парк мы собираемся возродить как креативный кластер. Там сохранились дома, там можно делать мастерские, можно сделать концертный зал. Для этого есть все необходимые условия.

Бюджет проекта в Коктебеле находится в стадии осмысления. Многое зависит от федеральной целевой программы, многое зависит от инвесторов, которые будут готовы подписаться на вложение денежных средств. Мы создали концепцию, сейчас мы будем ее «продавать». Затраты в районе 5 миллиардов. Сроки, если говорить серьезно, в течение трех лет. Если мы начинаем в 2018 году, то три – три с половиной – четыре года, в зависимости от масштаба. Коктебель может и дальше разрастаться. Есть гипотеза, связанная с созданием марины (морского причала для яхт – прим. ред.). Это еще одна точка притяжения. Можно делать гольф-поле рядом. Проект очень органично формируется, все зависит от того, для каких объектов мы найдем деньги.

Крым преображается год от года, становится все привлекательнее для туристов. Сейчас, по крайней мере, дороги уже не страшные.

Если вы приедете следующей весной или летом, увидите трассу «Таврида», мост – тот транспортный коридор, который нам необходим. Весной запускается новый аэровокзальный комплекс – уникально красивая вещь. Это въездные группы Крыма. Людям будет комфортно путешествовать.

Следующая задача – комфортно разместить путешественников и обустроить места досуга: лечебную индустрию, туристическую, креативную. Появляется все больше людей, которые приезжают в Крым не на лечение, а в таком «маятниковом» формате: приезжают на какой-нибудь фестиваль – и заодно в течение двух-трех дней исследуют определенную территорию. В Крыму много мест, которые можно посетить, даже просто природа, там уникальные ландшафты сконцентрированы на очень маленькой поверхности, этим он бесподобен.

feodosiaФеодосия

Туристическая емкость Крыма, по крайней мере, южного берега, уже насыщена. Там ничего построить нельзя фактически, там нет свободной земли. Мы можем только говорить об освоении других пространств – Феодосия, Саки, Оленёвка (самая западная точка Крыма, Черноморский район). Керчь раньше была медвежьим углом Украины, сегодня это въездные ворота в Крым. Ленинский район, Азовское море - вообще нетронутые места, там чистая береговая линия на десятки километров. Кемпинги, отели, лечебная индустрия – все это будет. Мы не хотим, чтобы Ялта и Большая Ялта стала доминантой – необходимо равномерное развитие Крыма.

Вместе с нашими отельерами, вместе с нашими представителями туристической индустрии мы хотим создавать в Крыму много точек притяжения. Если нужно лечиться – это отдельная история. Если нужно в горы – вот, пожалуйста, туристические маршруты. Хочешь окунуться в культуру Серебряного века – добро пожаловать в Коктебель, вот хорошая дорога, вот туристический кластер, вот гостиница. Остановишься – окунешься в эту атмосферу на два дня. С тем, чтобы весь Крым, таким образом, стал такой большой точкой притяжения. Он может ею стать. У нас огромнейшая береговая линия, у нас уникальные природные условия. Это нельзя не использовать.

Есть территория, которую можно использовать под гольф-поля – почему бы нет? Это вопрос бизнес-модели. Есть люди, которые считают, и есть территория, которую можно освоить.

У нас уже есть предварительные данные федерального статистического ведомства: за 9 месяцев 2017 года инвестиции в Крым составили 122 миллиарда рублей. Из них государственные деньги составляют менее половины этой суммы. А бОльшая половина – частные инвестиции. Причем в основном это малый и средний бизнес. За год мы хотели собрать 80 млрд, а получилось 122 млрд. И не за год, а за девять месяцев. Это говорит об огромном интересе инвесторов к полуострову.


Роман Бобылев, эксперт Общественной палаты РФ по туризму:

 – Крым в настоящее время проигрывает другим туристическим направлениям по инфраструктуре. По числу гостиниц, оборудованных пляжей, по количеству досугово-развлекательных центров. Если сравнить Крым и Турцию, например, то число гостиниц в Турции в десятки раз больше и уровень сервиса там, даже по международным стандартам, будет выше.

В Крыму уже сейчас есть флагманы отельного бизнеса, например, гостиничный комплекс «Ялта Интурист», очень сильно преобразившийся за последнее время. Есть лакшери-отели типа «Мрия», есть отельная база частного бизнеса – все это очень хорошего уровня отели, и я не хочу никого обидеть. Но гостиницы такого уровня должны исчисляться тысячами.

bg promo
«Мрия»

Конечно, есть объективные причины для такого отрыва от Турции. Турция развивалась в этом направлении на протяжении десятилетий, активно привлекая иностранных специалистов – и европейцы, в частности немцы, очень активно помогли туркам, приложив свою руку к развитию туристического бизнеса.

У Крыма было потеряно время. При желании и наличии финансовых возможностей все это можно наверстать. Но на это уйдут годы.

Если же брать культурно-историческое наследие, то в этом отношении никто никому не уступает. И для российского туриста культурно-историческое наследие и достояние Крыма ближе и понятнее. В частности, важно доведение информации об исторических и культурных объектах на русском языке. Несомненным плюсом является то, что при этом вы отдыхаете на территории своей страны.

Вообще Крым сложно сравнивать с Турцией – это сравнение не совсем корректно. Даже географически они абсолютно разные, на разных морях. У Турции сезон гораздо длиннее, она начинается в мае, длится дольше, чем в Крыму, и температура воды у побережья Турции на несколько градусов выше, чем у берегов Крымского полуострова. При этом у Турции есть своя аудитория, у Крыма – своя, и есть категория людей, которые в течение года отдыхают и там, и здесь. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...