Политика

Какими теперь будут отношения России и Турции?

В Сочи прошли переговоры президента России Владимира Путина с его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. По итогам переговоров, продлившихся более четырех часов, Владимир Путин заявил, что отношения Москвы и Анкары практически восстановились в полном объеме, и страны сотрудничают «практически по всем направлениям». Эксперты оценили устойчивость «реставрации».


Никита Исаев, директор Института актуальной экономики; лидер общественно-политического движения «Новая Россия», кандидат юридических наук:

 – Образовавшаяся коалиция Россия-Турция – это не что иное, как вариант «дружбы против США». Президентом Путиным сделано весьма категоричное заявление по итогам его встречи с Эрдоганом, и цель этого заявления – создание определенной волны информации, адресованной, в первую очередь, США. Россия продемонстрировала свою способность взаимодействовать с одним из важнейших игроков в этом регионе, и не только – это турецкая республика. Это усиливает позиции России в переговорном процессе по Сирии.

Россия и Турция, убедившись в сходстве интересов на Ближнем Востоке, сейчас активно ищут точки соприкосновения в политических и экономических вопросах.

Турция – один из важнейших экономических партнеров России и с точки зрения экспорта, и с позиций импорта. Хотя сальдо торгового баланса складывается в пользу России – в первую очередь из-за продажи сырья, нефти и газа.

Однако я не думаю, что этот союз будет иметь длительное звучание. Он носит тактический характер.


Икбаль Дюрре, политолог, кандидат исторических наук, эксперт по Ближнему Востоку:

 – Некоторое количество разногласий по Сирии остаются. В экономическом смысле отношения восстановились почти в полном объеме. Все идет к тому, что скоро они, действительно, полностью будут восстановлены. Основные проекты, такие как трубопровод и атомная станция, они очень бурно развиваются и реализуются даже с опережением графика. В отношении продуктов остались небольшие ограничения, но они большой роли не играют.

Эрдоган сказал, что визовые отношения мешают развитию экономических, но сказать, что они будут мешать существенно, нельзя. Россия выдает визы для бизнесменов, здесь проблем нет. Турция настаивает на отмене виз. Я не думаю, что Россия сделает это в ближайшее время, но не стоит это рассматривать как большую проблему.

В дальнейшем укреплению отношений между Россией и Турцией может помешать позиция Запада. Сегодня со стороны НАТО уже прозвучало заявление о том, что по С-400 «мы не можем решить за Турцию, но за последствия они будут отвечать». Мешать будет позиция США.

С другой стороны, я убежден, что Эрдоган будет настаивать на своем, и всячески способствовать укреплению отношений между Турцией и Россией. В последнее время у Турции не слишком хорошие отношения с Евросоюзом, США, западом в целом и также со странами Ближнего Востока. Можно сказать, что единственным другом Эрдогана остался Путин. И, конечно, лидер Турции сделает все, чтобы на наши отношения в будущем не влияли Соединенные Штаты.


Дмитрий Егорченков, директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН:

 – Союзы с нашими турецкими партнерами прочны ровно до того момента, пока это выгодно нашим турецким партнерам. Думаю, что сейчас Турция хорошо осознает все эти моменты. Для них и «Турецкий поток», и другие наши проекты, речь о которых шла на состоявшихся переговорах, крайне важны. Турецкая экономика находится не в лучшем положении, ей нужны новые точки роста.

Интерес России в данном случае – это экспорт сырья, товаров и российских технологий. Это зарабатывание денег, прежде всего, и, в перспективе, более прочные позиции по урегулированию сирийского кризиса. Если союз с Турцией продлится, то позиции по Сирии будут более прочными, и урегулирование в Сирии пойдет быстрее.

 

 
Партнеры: