Таможня

Каким не будет предварительное информирование таможенных органов

Институт предварительного информирования таможенных органов о судах и товарах, прибывающих на территорию Российской Федерации, развивается завидными темпами, неустанно рапортует Федеральная таможенная служба. О его дальнейшей судьбе и возможности использования предварительной информации для принятия юридически значимых решений рассказал Максим Родиков, заместитель начальника ГУОТО и ТК ФТС, в рамках вебинара, организованного Корпоративным онлайн университетом и Ассоциацией «НП Содействие развитию ВЭД». В своей речи представитель ФТС упомянул о прелести использования КПС «Портал Морской порт», применение которого, по его словам, позволило сократить таможенное оформление до 30 минут.


По просьбе модератора вебинара Александра Мякоты Максим Родиков отметил наиболее важные изменения, которые привнесет в жизнь участников ВЭД Таможенный Кодекс ЕАЭС, вступающий в силу 1 января 2018 года:

«Прежде всего это принцип однократности предоставления документов, существенное сокращение сроков таможенного оформления. Кодекс привнесет в нашу работу значительные упрощения, которые стали возможными из-за развития информационных технологий.

В настоящее время в соответствии с 83-ей статьей ТК ТС подача декларации на товары должна сопровождаться подачей документов, на основании которых она заполнена. В ТК ЕАЭС статья 109 нам говорит, что подача декларации не сопровождается соответствующими документами, а восьмидесятой статьей закладывается принцип однократности предоставления документов.

То есть если документы, необходимость в которых появляется при срабатывании системы управления рисков, уже ранее предоставлялись в информационную систему таможенных органов, то мы их запрашивать у декларанта не будем».

Замначальника ГУОТО и ТК ФТС подробнее остановился на вопросе предоставления предварительной информации:

«Предварительная информация сейчас используется таможенными органами. Но отсутствует возможность принятия юридически значимых решений на основании предварительной информации. В Таможенном Кодексе ЕАЭС закреплена эта возможность, так что мы будем использовать ПИ в качестве документа. И, возможно, за предоставление недостоверной ПИ будет наступать ответственность в отношении лица, которое эту информацию предоставило».

Впрочем, известно о нескольких случаях на Дальнем Востоке, когда за подачу ПИ не в полном объеме таможенные органы заводили административные дела на перевозчиков.

Александр Мякота попросил представителя ФТС рассказать, каким образом внедрение портала «Морской порт» улучшило показатели таможенного администрирования. Максим Родиков незамедлительно привел пример:

«По обращению бизнеса в Новороссийске был проведен эксперимент. Когда одну и ту же партию товара оформляли по классической технологии и с подачей предварительной информации. Результаты показали, что оформление с использованием портала «Морской порт» было завершено в течение 30 минут. А по старой схеме – более четырех часов. За счет чего такая разница? Из-за того, что в момент прибытия инспектор уже видит, какие товары подлежат контролю в раках СУР, и из-за возможности электронного взаимодействия с иными государственными контролирующими органами».

Между тем в порту Владивостока, где «Морской порт» был внедрен раньше, чем в других, не всё так радужно и быстро. Накануне там состоялось совещание представителей таможенных органов и представителей перевозчиков (морских агентов). На вопросы последних отвечал Валентин Мищенко, заместитель начальника таможенного поста Морской Порт Владивосток.

«Таможня говорит в лоб, что в рамках сбора и истребования дополнительных материалов по делам об АП будет задерживать процесс пропуска транспортных средств и грузов, забывая, видимо, положения ст. 22 212 ФЗ, которая предписывает таможенным органам  «обеспечить возможность круглосуточного и бесперебойного пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» 

Такое «вставление палок в колеса» не является созданием комфортных условий для успешного развития международной торговли в целом. В большинстве своем выезды и опрос свидетелей в лице капитанов судов и судового экипажа − это бессмысленная трата времени, и все заявления капитанов не носят никакого информативного характера, которые можно приобщить к делу», − говорят агенты.

Кроме того было объявлено, что таможня формирует списки агентов и перевозчиков, которые не предоставляют предварительную информацию о товарах в определенном объеме – хотя бы 60% на судно. «Данная информация будет размещаться в сети интернет на ресурсе ФТС с целью ориентирования контрагентов при выборе перевозчика», − было сказано на совещании.

«Нам придется выехать на борт судна, опрашивать всех членов экипажа, а, возможно, и представителей перевозчика, что, соответственно, скажется на выгрузке и ее начале», − сообщил представитель таможни морским агентам.  

«Как известно, АП составляется в адрес того, кто предоставляет предварительную информацию в таможенный орган (т.е. либо непосредственно сам перевозчик, либо лицо уполномоченное им). Таким образом, перевозчик или его агент подает предварительную информацию, действуя в рамках агентского договора, и заверяет ПИ своей электронной подписью, регистрирует ее на портале «Морской порт» и несет ответственность за такую информацию. Однако таможня своими действиями пытается нам сказать, что им идеи оптимизации и ускорения процессов не очень-то важны, главное − собрать всю необходимую информацию на злостных нарушителей закона, допросить капитана, который не имеет никакого понятия о ПДС, ПИТ и коммерческой информации, содержащейся в них, допросить команду судна (только о чем − не совсем понятно) и на это время отложить решение о начале выгрузки, искусственно затягивая процесс обработки судов», − рассказывают агенты.

«Если вы считаете, что ваши права нарушаются, обращайтесь в вышестоящий таможенный орган, если необходимо – в Федеральную таможенную службу», − где-то в середине своего сегодняшнего выступления призвал замначальника ГУОТО и ТК ФТС. Но, как показывает практика морских агентов Дальнего Востока, которые больше года пытаются освободиться от ответственности за предварительную информацию о товарах, находящуюся в ведении грузовладельца, но не грузоперевозчика, проку от таких обращений немного.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...