ЕАЭС

Путь к единой системе маркировки в ЕАЭС будет долгим и тернистым

Евразийская экономическая комиссия начала работу по развитию в едином русле системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе. В комиссии признают, что это работа даже не нескольких месяцев. Но, глядя на разобщенность в подходах даже двух ведомств в одной стране – Минфина и Минэкономразвития, – сложно представить судьбу системы маркировки, унифицированной для пяти стран-членов ЕАЭС.

Сегодня Правительство РФ рассмотрит законопроект о маркировке видов товаров, по которым есть соответствующее решение кабмина, контрольными знаками. Сейчас в России идентификационными знаками маркируются шубы, как и в Казахстане с Киргизией. Также в рамках эксперимента – лекарственные средства: в 6 регионах порядка 60 препаратов. Тем временем в Армении и Беларуси перечень таких товаров насчитывает десятки позиций.

«Сегодня в странах Союза применение национальных систем маркировки на своей территории существует обособленно. Это создает определенные сложности для товарных потоков между странами ЕАЭС», – сказала в рамках первого заседания специальной рабочей группы ЕЭК её министр по торговле Вероника Никишина. Тогда же она представила базовую концепцию развития систем маркировки товаров средствами идентификации в Союзе.

«Это не идея маркировки, как таковой, это идея прослеживаемости, − пояснил в комментарии ПРОВЭД помощник председателя и пресс-секретарь ЕЭК Игорь Ваган. – Мы говорим о создании системы. В информационной системе ЕАЭС будет информация о конкретных товарных партиях – когда пришла, что за товарная партия, кто производитель, кто поставщик, кто продал, кто купил.

ЕЭК сравнила стоимость и сложность своей интеграционной системы с FacebookТакая, на первый взгляд, избыточная информация на деле поможет обеспечить таможенную чистоту продукта или товара, а также экологическую и потребительскую безопасность. Мы будем знать, что данный продукт сделан, условно говоря, легальным производителем с соблюдением всех технических регламентов, действующих в ЕАЭС.

Недавно мы обсуждали с коллегами тему детских игрушек. В России и других странах ЕАЭС существует и работает технический регламент, который достаточно жестко прописывает требования. При этом периодически родители пишут тексты о том, что игрушки некачественные, что в них содержатся вещества, которые могут нанести вред ребенку. А при изучении ситуации оказывается, что продукция привезена нелегальным способом. Такие производители не заботятся о потребителе».

В России идея маркировки товаров преподносится под эгидой борьбы с «серым» импортом. Причем ранее председатель правительства Дмитрий Медведев предлагал чипировать и кроссовки с древесиной.

Проект, представленный Минфином и который Кабмин рассмотрит сегодня, получил отрицательный отзыв Минэкономразвития. В последнем предложение оценили так: «Проект акта планируется к внедрению в период, близкий к введению ЕГАИС для алкогольной продукции, ККТ с мгновенной передачей фискальных данных для всех продавцов, пилотными проектами по маркированию шуб и лекарственных средств. Каждая из систем требует издержек от предпринимателей на сотни миллионов рублей. Если объединить их все и присоединить к маркировке, суммарные затраты потребуют уже миллиарды».  

ЕЭК, презентуя свою концепцию, предлагает взять полномочия по определению перечня маркируемых товаров на себя. Игорь Ваган отмечает, что пока конкретные предложения по товарам поступили только от России.

«Речь идет о некоей общей концепции, и у ЕЭК в этом смысле довольно долгий путь. Сейчас создана рабочая группа под руководством членов коллегии. Мы рассчитываем, что до конца лета будет принято советом ЕЭК и Межправсоветом соглашение о маркировке товаров и прослеживаемости, в рамках которого будут определены несколько важных вещей.

Во-первых, будут гармонизированы торговые позиции. На сегодня некие свои предварительные идеи озвучила только Россия. Остальные четыре страны пока не готовы сказать, какие торговые позиции они хотят внести в список, общий для всех стран Союза.

Во-вторых, надо гармонизировать подходы к механизму маркировки. В чем сложность здесь? В разных странах действуют определенные системы маркировки, работающие на принципиально разных технологических базах. В Армении отслеживается порядка 30 товарных позиций. Но принцип маркировки идет не через нанесение специальных меток, а через внесение в базу данных фиксации всех действий с этим товаром через информационную систему. Там крен в сторону прослеживаемости, а не в сторону маркировки как таковой.

С другой стороны, например, российские компетентные органы всё же придерживаются той точки зрения, что было бы логичней наносить либо физические метки, либо виртуальные метки, но обозначать сам продукт, чтобы его было проще контролировать. В рамках соглашения будет решен вот этот вопрос.

Третье. На сегодня в большинстве стран союза существуют свои национальные сегменты общей информационной системы. У ФТС – своя система, у служб других стран – своя. Их программный код и система организации между собой не соединены. В ЕАЭС создан свой информационный портал. Очень важный аспект, где нужны консультации специалистов глубокой технической проработки, – это как связать национальные сегменты с хабом на уровне ЕАЭС и как обеспечить их взаимодействие», − поясняет представитель ЕЭК.

На первом этапе странам всё-таки придется договориться о едином перечне и общих принципах маркировки. «Это не вопрос ближайших месяцев. Только по достижении консенсуса на первой стадии комиссия или специалисты национальных правительств начнут заниматься конкретными вопросами», − заключил Игорь Ваган.  

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...