ЕАЭС

ЕЭК сравнила стоимость и сложность своей интеграционной системы с Facebook

На сайте Евразийской экономической комиссии в разделе «Торги» появились извещения № 561, 562, 563 о конкурсах на проведение работ по созданию, модернизации и развитию подсистем и компонентов интеграционного сегмента интегрированной информационной системы ЕАЭС на общую сумму 1 млрд 36 млн 900 тыс. рублей.

«Интересно, что аналогичные работы уже финансировались в 2012-2014 годах на сумму порядка 1,5 млрд рублей в рамках создания и развития Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли», − так прокомментировал предстоящую закупку Владимир Коростелев, директор проекта Single Window «Группы Морской Экспресс» и член рабочей группы НПИ АСИ «Совершенствование таможенного администрирования» в Facebook.

Вот что включают в себя опубликованные заявки:

Лот №561. Предмет двухэтапного конкурса: оказание услуг, предназначенных для официального использования Заказчиком, по созданию, модернизации и развитию подсистем и компонентов интеграционного сегмента Евразийской экономической комиссии интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза. Максимальная цена договора −  302 430 000 рублей 00 копеек, НДС 0% (из них примерно половина на 2017 год, другая половина – на 2018).

Лот №562. Предмет двухэтапного конкурса: оказание услуг, предназначенных для официального использования Заказчиком, по проектированию, реализации и внедрению общих процессов в рамках Евразийского экономического союза, развитию моделей данных и моделей процессов, используемых при электронном обмене данными, гармонизации электронных документов и сведений в электронном виде (далее – услуги). Максимальная цена договора − 514 640 000 рублей, НДС 0% (также примерно поровну распределяются на этот и следующий год).

Лот № 563. Предмет двухэтапного конкурса: оказание услуг, предназначенных для официального использования Заказчиком, по обеспечению функционирования, сопровождению и внедрению подсистем и компонентов интеграционного сегмента Евразийской экономической комиссии интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее – услуги). Максимальная цена договора − 219 830 000 рублей, НДС 0% (распределяются на 2017 и 2018 годы).  

Владимир Коростелев отмечает, что, когда аналогичные работы проводились ранее, департамент информационных технологий докладывал о значительных успехах, но в октябре 2015 года система ИИСВВТ была переименована в ИИС, и работы обрели новое дыхание.

«Вместо Технического задания на создание Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 771, было утверждено техническое задание на создание интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 октября 2015 г. N 137.

В решении ЕЭК №137 от 12 октября 2015 г. было прописано, что «1.3.2. … работы по созданию интегрированной системы должны проводиться на основе расширения функциональных возможностей интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли (далее – ИИСВВТ), реализация которой осуществлялась в 2011 – 2014 годы».

Однако, несмотря на успехи, достигнутые по реализации ИИСВВТ к 2015 году, летом 2017 года для развития ИИС потребовалось повторное финансирование на примерно схожие (с учетом кризиса) бюджеты», − замечает Владимир Коростелев.

Мы обратились в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой прокомментировать мнение Владимира Коростелева о повторном выделении денег на, казалось бы, одни и те же задачи. Свою экспертную позицию представил заместитель начальника отдела таможенных информационных технологий Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК Алексей Гавричев.

 

Алексей Гавричев, ЕЭК

«Начнем с того, что ИИС – это множество систем, при этом все они друг с другом взаимодействуют. Во-первых, то, что доступно на сайте – информационный портал Союза. Во-вторых, подсистема, обеспечивающая международный обмен в рамках общих процессов. Так называемые шлюзы. В-третьих, сами общие процессы, их больше 50. По каждому − книжка на 300-500 страниц, описывающая, кто, в какие события и какими сообщениями обменивается. В-четвертых, статистическая подсистема. На основе первичных данных по внешней торговле выдает данные по различным срезам.

Далее − информационно-аналитическая подсистема, в которой не только внешняя статистика, но и иные сведения, она востребована при создании аналитических отчетов. Плюс к ней идет система визуализации полученных результатов. Шестое − подсистема электронного документооборота. ИИС − действительно очень сложная система», − поясняет специалист ЕЭК.  

«Я согласен, что деньги немалые. Но тут надо разбираться с объемами работ. Главное, что процесс одобрения этой суммы проходит во всех государствах-членах ЕЭК. Значит, специалисты посчитали и перепроверили  без нас.  Да, деньги на сопровождение системы уже выделялись. Но ведь вы платите каждый раз, когда едете в метро? Так и здесь. Софт есть, но в него надо постоянно вносить изменения. Поэтому есть сумма на разработку, а есть на сопровождение. Любой специалист ИТ-сферы подтвердит, что сопровождение стоит сопоставимых с затратами на разработку денег.

Давайте бегло пройдемся по лотам. Лот 563: сопровождение ИИС Союза, 220 млн. В ИИС входит 15 разнородных подсистем (2 из них еще не разработаны). Каждая из подсистем − достаточно уникальна и каждая из них требует специалистов по программному обеспечению, в котором она разработана (список средств разработки приведен в конкурсной документации). Допустим, каждую систему обслуживает по 3 специалиста. Зарплата программиста – 100 тыс. рублей. Итого 13*3*100 000*15 месяцев (остаток 2017 года + 2018 год) = 58,5 млн. Это только зарплата разработчиков. А добавьте сюда аналитиков, технических писателей, плюс на каждого программиста один «непрограммист» (менеджер, бухгалтер, секретарша, уборщица и пр.). Умножаем на два − это всякие НДС, социальный налог, налог на прибыль. Примерно получаем как раз 200 млн.

Лот 562 - 515 млн. Объем выделяемых средств, как и объем работ гигантский. В этих работах надо будет, первое, развивать модель данных союза. В этих работах больше труда аналитиков. При этом надо будет анализировать сложившуюся практику  в государствах-членах (5 раз одно и то же). Кроме того, надо будет обработать всевозможные международные стандарты и рекомендации. Объем перелопачиваемой информации колоссальный», − подытоживает Алексей Гавричев.

Сооснователь компании по веб-разработке Бен Шипперс заявлял СМИ, что написал бы сегодня Facebook за 0,5 млн долларов и 9 месяцев. Сейчас, по его оценкам, сеть тратит на хостинг порядка $30 млн в месяц. Мы попросили Алексея Гавричева сопоставить сложность и стоимость Facebook как продукта с затратами на ИИС.

«Facebook − хорошая коммерческая система, но мне кажется, что по сравнению с ИИС она проще, по крайней мере, на порядок.

Facebook тратит $30 млн в месяц только на хостинг. Ведь это просто сообщения, которые надо получить, положить на сервер и отдать копию, если кто-то попросит. Сопрягаться с другими системами не надо, разрабатывать сложнейшие структуры для обмена электронными документами и пр. А у нас на повестке дня стоит информационный обмен с Вьетнамом и Китаем, может, и еще с кем-нибудь. Это каждый раз свои договоренности об объемах данных, их структурах, регламенте взаимодействия. И не надо забывать, что подчас на технические переговоры влияет политическая ситуация, сегодня так, а завтра – иначе.     

Facebook, грубо говоря, − большая-пребольшая база данных. Очень быстрая и очень защищенная. Самое, важное, что, если исказится инфообмен в Facebook, Марка Цукерберга просто пожурят в сети. А если взломают ИИС, то пострадают государственные интересы. И это грозит реальным лишением свободы на несколько лет.

И последнее, конкурсы – открытые. Это значит любой, кто чувствует в себе силы справиться с работами, может заявиться для участия. У меня как эксперта каждый раз возникает вопрос к тем, кто возмущается суммами контрактов: почему бы вам не выиграть тендер с таким лакомым «призом»? Наймите юристов, пусть они окажут юридическую поддержку. Наймите программистов, пусть они занимаются разработками. Заявите цену контракта наполовину меньше, чем изначальная. И сделайте себе хороший бизнес!».

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: