Таможня

Автовыпуск товаров и система управления рисками не уживутся вместе

Федеральная таможенная служба уверенным шагом движется к автоматизации большинства таможенных операций, к разлучению декларантов и таможенных инспекторов. Темп, который взяла таможня, хоть и уверенный, но такой, что она сама, похоже, не поспевает. Система управления рисками стоит во главе угла любых преобразований как невидимый непримиримый страж.

В связи с разработкой проекта решения Евразийской экономической комиссии, связанного с вопросами выпуска товаров, на горизонте маячит голубая мечта декларанта – повсеместный автовыпуск. Авторегистрацию деклараций ФТС мало-мальски внедрила (1/8 всего декларационного массива в 2016 году была зарегистрирована автоматически), автовыпуском тоже занялась вплотную – для импорта он был доступен уже в прошлом году на ограниченном числе постов, для экспорта – на всех. В апреле 2017 года ФТС распространила возможность автовыпуска импортных товаров на все посты, правомочные регистрировать декларации. Однако пока есть система управления рисками (СУР), такого автовыпуска, о котором грезят участники ВЭД, не будет.

Алексей Карчёмов, руководитель практики международного торгового и таможенного права адвокатского бюро «Егоров, Пургинский, Афанасьев и партнеры», организовавшего деловую дискуссию на тему «Таможенный кодекс ЕАЭС: какие преимущества для бизнеса готовит новое регулирование», рассказал, на каких условиях будет возможен автовыпуск товаров:

− Нововведения в порядок автовыпуска товаров представлены в специальном проекте решения Евразийской экономической комиссии. Обратить внимание стоит на условия, которые необходимо соблюсти для возможности осуществления автоматического выпуска товаров. Если они не соблюдаются, то выпуск товаров будет осуществляться с участием должностного лица таможни в традиционном режиме. Автоматический выпуск допускается, если:

- декларантом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру и условия для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под процедуру;

- декларантом уплачены таможенные сборы;

- таможенный орган, где декларация зарегистрирована, правомочен совершать автовыпуск товаров;

- автовыпуск производится в отношении товаров, сведения о которых заявлены в электронной декларации, если в отношении таких товаров допускается автовыпуск;

- товар внесен в список товаров, в отношении которых применение автовыпуска допускается (согласно проекту решения, такой список устанавливается государством-членом ЕАЭС, в котором совершаются таможенные операции);

- в отношении декларанта установлен низкий уровень риска;

- не выявлены признаки несоответствия сведений, заявленных в электронной декларации;

- отсутствует необходимость предоставления оригиналов документов, на основании которых декларация заполнена;

- в отношении декларанта не ведется процедура банкротства.

− Требований и условий довольно много, − продолжает Алексей Карчёмов. − Тем не менее, радует, что таможенные органы занимают позицию приоритета перевода оформления товаров на автоматический выпуск, чтобы минимизировать участие таможенного инспектора в процессе таможенного оформления.

Конечно, существует ряд проблем, которые таки или иначе мешают переходу на всеобщий автоматический электронный выпуск. Прежде всего, это несовершенство информационного обеспечения внутри таможенной системы, недостаточная материально-техническая база. Но работа над этим вопрос ведется, ни одна система не работает без пробного запуска. Будем надеяться, что в скором времени все вопросы в этой части будут решены.

Одной из основных проблем можно отметить, наверное, применяемую в таможенных органах систему управления рисками, которая имеет очень разветвленную систему, и сложно её автоматизировать.

Автоматический выпуск применяется в отношении товаров, которые не попадают под профили риска. Только стоимостные риски охватывают более 70% физического объема импортируемых товаров.

Поэтому в сложившейся ситуации строить систему эффективного и всеобщего автовыпуска пока что практически невозможно.

Необходимо доработать законодательную базу системы управления рисками в части систематизации и унификации профилей риска. Но в связи с тем, что это закрытая информация, доступная только таможенным органам, довольно сложно тут как-то повлиять на подобную унификацию.

Говоря о законодательных изменениях, я имею в виду не изменение самой системы управления рисками, а введение каких-то принципов, которые бы унифицировали эту систему по отношению к широкому кругу товаров. Чтобы сама СУР при авторегистрации и автовыпуске учитывала все факторы. Те профили рисков, которые существуют, нужно унифицировать, установить общие принципы. Здесь можно только пытаться в рамках работы по ускорению таможенного оформления наладить какие-то общие принципы. Чтобы было возможно каждый профиль риска внести в систему и правильно настроить алгоритмы того, как на эти профили система будет реагировать. Это серьезная работа, учитывая количество профилей риска. Но об этом ведутся дискуссии, и это радует, − оптимистично завершает Алексей Карчёмов.

В прошлом году ФТС было утверждено 38 203 профиля риска. С каждым годом их число увеличивается. При этом, по негласной статистике, к 40% всего импорта применяются меры по минимизации рисков. А на 90% существующих товарных категорий эти риски распространяются в принципе. И если СУР продолжат, как сейчас, консервировать, добавляя в неё всё новые и новые «маячки», то ни о каком полноценном автовыпуске даже с 2018 года говорить не приходится. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...