Экономика

Оставьте предпринимателя в покое

26 мая – День российского предпринимательства. Экономист Дмитрий Прокофьев на примере 250-летней давности рассказывает о том, почему предпринимателям в России (и не только) так плохо и как им можно было бы помочь.

 

Существует история о том, как Кольбер, первый министр французского короля, спросил у предпринимателя, чем бы правительство его величества могло помочь французскому бизнесу. Не мешайте нам, ваша светлость, воскликнул деловой человек, мы справимся со всеми делами сами!

История на самом деле замечательная. Министр Кольбер вошел в историю как вдохновенный поборник протекционизма, отстаивавший идею защиты бизнеса государством. Под «защитой» в то время понимался мелочный контроль над каждым шагом предпринимателя. Эта опека должна была, по идее, оградить бизнесменов от ужасов свободного рынка и защитить французского товаропроизводителя от конкурентов.

Оппонент Кольбера, маркиз Венсан де Гурне, напротив, отстаивал принципы свободной торговли. Гурне не был «аристократом шпаги», своим дворянским титулом он обязан коммерческим успехам своего семейства. Гурне сколотил миллионное состояние за пределами Франции, где провел двадцать лет, и, вернувшись на родину, был потрясен царившими там коммерческими порядками. 

Как пишет современник, во времена царствования Короля-Солнце, Людовика XIV, французский гражданин «не мог ни производить что-либо, ни продать, не купив на это права путем вступления в какое-нибудь объединение». Причем, «после приобретения этого права путем больших затрат приходилось еще иногда провести целое расследование, чтобы узнать, получил ли он, вступив в то или иное объединение, право продавать или производить именно ту или иную вещь».

При этом само по себе оформление лицензии на производство или торговлю еще не было гарантией от произвола чиновника: «…работник, изготовив кусок ткани, подвергается риску и издержкам, изготовленный им кусок ткани неизбежно влечет за собой тягостное расследование и спор, дабы установить, соответствует ли ткань предписанию, весьма длинному и зачастую трудному для понимания, и этот спор должен происходить между изготовителем, который не умеет читать, и инспектором, который не умеет изготовлять, и что все же этот инспектор оказывается верховным распорядителем судьбы этого несчастного работника…».

В общем, во Франции было все почти, как сейчас в России. Только разговор министра с предпринимателем происходил во Франции 250 лет назад.

 

Каждый найдет свою цену

Покупатель, продолжал Гурне свою мысль, несомненно, будет искать среди продавцов того, который по самой дешевой цене даст ему самый подходящий для него товар. И каждый продавец, кровно заинтересованный в том, чтобы добиться превосходства над своими конкурентами, станет продавать самый лучший товар по самой низкой цене.

Следовательно, доказывал экономист, торговец совсем не заинтересован в том, чтобы обманывать, если только он не обладает «исключительной привилегией». Другими словами, предприниматель, утверждал Гурне, есть человек, который в условиях свободной конкуренции обязательно найдет способ удовлетворить желания покупателя – так уж он устроен. Все будет хорошо, не надо только предпринимателю мешать. Доказательством честности его намерений является именно готовность к свободной конкуренции. И только если предприниматель начнет беспокоиться о защите каких-то исключительных прав на бизнес, вот тут обществу следует насторожиться.

 

Чудо предпринимателя

Но как же быть с утверждением, что предпринимателя мотивируют исключительно деньги? Тут не все так просто, скажут американские экономисты Роберт Холл и Сьюзан Вудворд. В 2010 году они опубликовали результаты изучения финансовой отчетности всех до единой инновационных компаний, получивших венчурное финансирование в Америке в 1987-2008 годах.

Выяснилось, что три четверти предпринимателей не получили в итоге ничего. Несколько человек (из десятков тысяч) заработали миллиарды. Шанс стать миллионером оказался равным одному проценту. В среднем же, рассчитали Холл и Вудворд, американские предприниматели за свою карьеру действительно зарабатывают чуть больше, чем высококвалифицированные профессионалы, однако эта положительная разница находится в пределах погрешности измерения. Значит, предпринимателя мотивирует что-то еще.

Отметим, что эти данные актуальны для Америки, с ее культом частного предпринимательства. Доля малого бизнеса в американском ВВП составляет 50%, или около $8 трлн. Что могло бы случиться, если бы российский малый бизнес чудом вырос до масштабов американского? Такие расчеты проводил российский экономист Андрей Мовчан. Согласно его оценке, в этом случае российский ВВП прибавил триллион долларов. Без нефти и газа, без импортозамещения и государственных инвестиций. Простое желание людей жить завтра лучше, чем сегодня, могло бы сотворить это чудо.

Как предпринимателю можно помочь? Венсан де Гурне говорил об этом 250 лет назад. Не мешайте бизнесу. Он все вам сделает. Оставьте предпринимателя в покое.

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы