Экономика

Медвежья услуга: за ограничение работы гипермаркетов заплатят покупатели

Маленькие магазины постепенно уходят с рынка, не выдерживая конкуренции с крупными игроками. Предлагая запретить гипермаркетам работать 24 часа, власти пытаются помочь малому бизнесу выжить. Готовы ли сами «магазины у дома» к  тому, что их главные конкуренты перестанут работать круглосуточно?

 

Спасём всем миром

Малому бизнесу нужна государственная поддержка. Если на рынке останутся только торговые сети, есть риск картельного сговора и как следствие риск быстрого роста цен, считает Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», глава комиссии по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

– Маленьким магазинам вообще сложно конкурировать с гигантами отрасли. Требуется законодательное регулирование, чтобы дать возможность малому бизнесу отрасли развиваться, – отмечает он.

Нет острой необходимости в запрете на круглосуточную работу гипермаркетов, меняющийся потребительский спрос и рынок сами все отрегулируют, говорит эксперт Центра поддержки малого предпринимательства «Мерката» Антон Еликов. Вопрос в другом, сможет ли малый бизнес, работающий в формате «магазина у дома», встроиться в меняющуюся схему потребления и предложить покупателю необходимый сервис и товар, которых нет в гипермаркетах?

– Если никто не будет ездить в гипермаркеты по ночам, они сами так работать не будут, – замечает собеседник.

Но «поднять эту тему» нужно, добавляет Антон Еликов, чтобы «показать малой рознице новые тенденции в их сфере и дать понять, что государство не против них, а очень даже «за» и полностью поддерживает», чтобы предприниматели не боялись действовать и искать новые пути развития торговли в формате «магазин у дома».

 

Потребитель стерпит все

Главная проблема в том, «магазины у дома» не всегда могут обеспечить население качественными и безопасными продуктами из-за нерегулярных поставок и отсутствия большого ассортимента товаров. Поэтому они как были уязвимы, так и останутся таковыми, считает преподаватель кафедры маркетинга Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Юлия Сяглова.

По мнению Станислава Черкасова, руководителя Национального агентства ценовой политики и президент ПАО «Соль Руси», такие ограничительные меры в целом выгодны малому бизнесу.

– Несомненно, «магазины у дома» справятся с нагрузкой и будут чувствовать себя очень неплохо, ведь поток покупателей в определенные часы им будет гарантирован. Можно будет даже расслабиться и рьяно не бороться за качество, поиграть с наценкой. Потребитель, у которого нет альтернативы, стерпит все, – отмечает эксперт.

За счет оборота гипермаркеты могут себе позволить демпинговать, малым магазинам это недоступно, обращает внимание собеседник.

– Для покупателей возникнет всего лишь одно, но очень значительное неудобство: он будет платить больше. В среднем, чтобы не прогореть и сильно не отпугнуть ценами покупателей, небольшой магазинчик должен продавать товары на 15-40% дороже, чем крупные гипермаркеты, – говорит Станислав Черкасов.

 

Подстроятся под гипермаркеты

О высокой наценке говорит и менеджер региональных продаж ТД «Кондитер» Ярослава Усатова.

– Что касается покупателей, то безусловное неудобство – в ограничении возможности управлять семейным бюджетом и совершать покупки в любой из двух имеющихся выходных дней. Вместе с тем, покупательская корзина в «магазине у дома» минимум на 10% дороже, чем в гипермаркете. Ассортимент в разы уже. Поскольку преимуществ практически нет, дни и время семейных закупок в гипермаркетах подстроятся под законодательство, – отмечает собеседница.

По мнению Ярославы Усатовой, основные закупки домохозяйства будут производить по-прежнему в гипермаркетах. Наплыва покупателей в магазины шаговой доступности не случится, а значит, вопрос увеличения количества касс и торгового персонала не возникнет.

– Дополнительная нагрузка в традиционной рознице ляжет на основной ассортимент (хлеб, молочка и подобное) и, скорее всего, на пару дней – воскресенье и понедельник. Внимательные собственники, безусловно, обратят внимание на колебания покупательского спроса и смогут скорректировать товарные запасы. В случае нехватки товара речь идет об упущенной прибыли. А вот в случае его переизбытка – о прямых убытках. Это, пожалуй, единственный реальный риск для розницы, – объясняет менеджер по продажам.  

Малым магазинам можно было бы поэкспериментировать с расширением ассортимента (включить товары импульсного спроса, бытовую химию), но ограниченное полочное пространство и скромные складские помещения вряд это позволят.

Напомним, в конце марта 2017 года в Совете Федерации завершили работу над подготовкой законопроекта, вносящего коррективу в закон «О торговле». Сенаторы внесли туда пункт, запрещающий гипермаркетам работать в будние дни до 21 часа, в субботу – до 16 часов, а воскресенье – работать вообще.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы