Общество

Три главных мифа о молочных реках и пальмовомасляных берегах

Молочные продукты – постоянный источник тревоги для покупателей. «Сплошная химия» и страшное пальмовое масло мерещатся в каждой упаковке. Более нервно отечественные потребители относятся, наверно, только к гречке – истерический спрос на эту крупу случается раз в несколько лет. ПРОВЭД попытается всех немного успокоить.

 

Миф первый: большая часть «молочки» - фальсификат

В действительности, рынок постепенно приспосабливается к продуктовым контрсанкциям и снижению платежеспособного спроса. Доля фальсификата от общего объема продаваемой продукции сократилась с 10% в 2015 году, до 6-7% в 2016, рассказала представитель Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Мария Жербит.

«Самый распространённый способ фальсификации – это замена части молочного жира на растительный без объявления этого потребителю. Чаще всего это то самое пальмовое масло, которым так запуганы россияне. В результате, спрэд продается под видом сливочного масла, а «сырный продукт» – под видом настоящего сыра. Но и других нарушений хватает, когда информация на упаковке не соответствует реальному содержимому. Например, о пищевой ценности или о производителе», - рассказала Жербит.  Чаще всего фальсифицируют «молокоемкие продукты», то есть те, на изготовление которых требуется действительно много молока. Это 20 кг для сливочного масла и от 12 и более килограммов для сыра. Основная причина, по которой доля подделок снизилась, – работа, проделанная торговыми сетями и обществами защиты прав потребителей. Неправдоподобно дешевые, явно демпинговые товары были подвергнуты строгому контролю. В результате производители откорректировали названия, и на прилавках появилось больше «честных» спредов и сырных продуктов.

 

Миф второй: настоящее молоко только у бабушек, все в магазинах - порошковое

Еще один расхожий миф – что все молоко в магазинах «порошковое», то есть восстановлено из сухого молока. При современных технологиях «сушка» молока, а потом восстановление его до первоначального состояния обходится дороже, чем ультрапастеризация.  Ультрапастеризация это разновидность пастеризации (процесса термообработки с целью продлить срок годности товара), при которой молоко на 1-2 секунды нагревают до температуры 135—150 °C и почти мгновенно охлаждают до 4—5 °C. После такой процедуры уничтожаются не только практически все микроорганизмы, но и их споры. По словам Марии Жербит, восстановление из сухого молока одно время действительно практиковалось, особенно на Дальнем Востоке, но теперь уже почти не встречается. При этом подменять молочный жир на пальмовое масло в цельном молоке тоже никто не будет – это экономически нецелесообразно. Молоко – это вообще социально значимый продукт, который продается в магазинах по ценам, близким к минимально возможным. Производители зарабатывают на молочных продуктах, а не на самом молоке.

«При этом, нельзя сказать, что молоко всегда 100% качественное, оно может не дотягивать до заявленных производителем показателей по жиру, и особенно по белку. Встречается банальная фальсификация разбавлением водой», - рассказала Жербит.   

 

Миф третий: пальмовое масло - это страшная отрава

Роспотребнадзор неоднократно отмечал, что твердых научных данных о том, что пальмовое масло вредно для организма – нет. Важно помнить, что пальмовое масло не содержит холестерин (как и любое другое растительное масло). Вместе с тем, оно подменяет собой далеко не безвредный и содержащий холестерин молочный жир. Тем не менее, есть исследования, что пальмитиновая кислота в составе пальмового масла может увеличить природную выработку холестерина самим организмом человека. ВОЗ и Европейское агентство по безопасности продуктов питания призывают не злоупотреблять пальмовым маслом и считают, что по вредности оно примерно равно сливочному маслу. При этом европейское агентство отмечает, что подавляющее большинство европейских потребителей не едят его слишком много. Чтобы это произошло, нужно на регулярной основе использовать его в жидком виде для жарки – как это происходит в тропических странах.  

 

Фальсификата стало меньше, но ситуация в молочной отрасли России далека от идеальной

Отечественное производство молока составило 81,5% от потребления, хотя по плану должно быть 90%, сообщается в докладе Минсельхоза о состоянии продовольственной безопасности в стране. В 2016 году был зафиксирован небольшой рост производства - на 2,1%. Как и раньше, Россия импортирует большие объемы молочной продукции из Республики Беларусь.

«Главная проблема всего молочного животноводства – длительная окупаемость проектов, часто это 10-15 лет. Последние два года производители молока получают стимулирующие субсидии, но это не в полной мере может исправить ситуацию, при которой производители вынуждены получать кредиты под заоблачные проценты из-за высокой ставки рефинансирования ЦБ. В 2014 году ситуация была вообще катастрофической – тогда в ряде случаев производители были вынуждены брать займы по 24% годовых. Сейчас сельскохозяйственные производители могут получать льготные кредиты под 5% годовых, но производители молочной продукции и в этом случае вынуждены конкурировать, например, с проектами в птицеводстве. А там срок окупаемости проекта в ряде случаев – год. Так что банки порой выбирают более быстрых», - рассказала Жербит.       

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...