Таможня

В чем главные проблемы автоматического выпуска и автоматической регистрации деклараций?

Автоматический выпуск и автоматическая регистрация деклараций были одними из самых важных пунктов Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». Эксперименты и пилотные проекты, наконец, завершились, и с 24 апреля данными функциями наделили все таможенные посты, которые могут регистрировать таможенные декларации. Теперь повсеместно в автоматическом режиме смогут выпускаться не только экспортные декларации, но и импортные.

Тем не менее, пока система работает не идеально, и технологию нельзя считать отработанной.  

В первую очередь, до сих пор все нововведения затрагивали лишь скромный объем декларирования. Из отчета коллегии ФТС «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2016 году и задачах на 2017 год» следует, что в 2016 году автоматически было зарегистрировано около 520 тысяч деклараций, что составляет 13,3% от всего числа поступивших деклараций в ЦБД ЕАИС. Выпущено в автоматическом режиме и того меньше – 110 тысяч деклараций, т.е. 2,8%. Это связано с тем, что под автовыпуск попадали товары, которые шли на экспорт, а также лишь те импортные товары, на которые не распространялось действие системы управления рисками. Таким образом, несмотря на вступление в силу приказа, участники ВЭД едва ли в скором времени почувствуют улучшения.

Кроме того, не все так гладко и с тем небольшим объемом автоматического выпуска, который оформляется сегодня.  ЦИТТУ направило письмо в ФТС, в котором проведен анализ сроков автоматического выпуска и автоматической регистрации деклараций с 1 октября 2016 года по 31 марта 2017 года.

По процедуре автоматической регистрации деклараций 99,16% всех деклараций регистрируется менее чем за 20 минут, при этом среднее время составляет около 3 минут для импортных деклараций и около 1 минуты для экспортных. В свою очередь время, к которому стремятся приблизиться таможенники, – от 20 до 40 секунд.

Однако по-прежнему остается много деклараций, сроки регистрации которых превысили 20 минут – всего за шесть месяцев их было 3347 из 398,2 тысячи зарегистрированных.

avtovip1

Также из них было выявлено 859 деклараций, которые застряли на этапе автоматической регистрации более чем на два часа и не прошли проверку по критериям форматно-логического контроля. Это было связано с нештатными ситуациями в работе информационных систем, и при дальнейшем наращивании объемов декларирования это может негативно сказаться на работе таможни и участников ВЭД.

Подобная ситуация имела место при автоматическом выпуске. При среднем времени в 3,2 минуты 28 деклараций его прошли за время от 20 минут до 1 часа.

Таким образом, в скорости оформления пока возникают проблемы. Автоматический выпуск и автоматическая регистрация осуществляются медленнее, чем могли бы по ряду технических причин.

Одна из основных – задержки и рост нагрузки при работе с программным средством КПС «Инспектор ОТО» и ПЗ «Модуль автоматической обработки документов», которая осуществляется по локальной вычислительной сети таможенного органа. Кроме того, замедление осуществляется и на этапе форматно-логического контроля, поскольку при проверке декларации, программа обращается к внешним dbf – справочникам и тем самым тормозит процесс.

Отдельные трудности возникают и при запросах к другим информационным системам, с которыми взаимодействует АИС «АИСТ-М» при автоматической регистрации. Из-за того, что алгоритмы проверок требуют выполнения операций последовательно, автоматический выпуск и регистрация приостанавливается до тех пор, пока не дождутся ответа от смежной системы – максимально по пять минут на каждую. Всего таких систем семь – КПС «Лицевые счета», через который делается запрос на таможенные платежи, АС «Валютный контроль», КПС «СВР СТО», через который делаются запросы на выявление рисков, КПС «Взаимодействие ИС», через который запрашиваются данные о разрешительных документах, АПС «ЭПС», КПС «Учет и контроль товаров на ВХ» и АС КТТ-2 – запрос информации о завершении процедуры таможенного транзита.

В результате из-за сбоев и задержек время выпуска и регистрации деклараций может существенно растянуться на неопределенный срок. Чтобы решить эту проблему, ЦИТТУ ФТС предлагает ограничить время выполнения всех алгоритмов 20-ю минутами. А в случае, если фактическое время превысит этот предел, – передать на оформление должностному лицу в обычном режиме.

Однако наиболее серьезным барьером для более широкого применения данных технологий стал форматно-логический контроль – проверку соответствия декларации определенным ФТС структуре и формату данных. Иными словами – на технические ошибки и правильность заполнения. ФЛК доставляет немало проблем участникам ВЭД – декларации неоднократно отсеиваются программой, даже если в ней нет явных нарушений и она могла бы быть принята инспектором при ручной обработке.  Из-за него и выпадает большая часть деклараций, которая могла бы быть оформлена и в автоматическом режиме.

Так, за шесть месяцев количество ДТ, которые не смогли пройти автоматическую регистрацию по одному из критериев ФЛК, составило 1,658 млн, а смогли пройти – только 398,2 тысячи деклараций. Показатели автоматического выпуска ещё меньше − около 6% среди всех деклараций, на него направленных.

avtovip2Особенно скромна статистика по выпуску и регистрации импортных деклараций, даже несмотря на то, что работали они пока в пилотном режиме. По 1,275 млн деклараций был отказ в автоматической регистрации из-за ФЛК. В конечном итоге было выпущено в автоматическом режиме всего лишь 32 декларации. Таким образом, существующую технологию ФЛК необходимо дорабатывать, поскольку она сегодня является одним из главных тормозов на пути внедрения автоматических технологий.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...