Экономика

Бизнес-творчество «Почты России» – зачем госкомпании столько проектов?

Одна из крупнейших госкорпораций страны – «Почта России» не перестает удивлять своим многообразием. За последние пару лет организация, которая создавалась, прежде всего, как почтовая служба, открыла массу новых крупных и малых проектов, замахнувшись на интернет-ритейл, финансовую сферу, страхование и другие направления.

Но и на этом российский почтовый оператор останавливаться не планирует – впереди ещё масса свершений. На днях вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что «Почта России» в будущем может стать торговой сетью или финансовым игроком. Тем не менее, будущее организации пока не ясно, есть развилки и варианты, в какую сторону ей идти. Но, в любом случае, «это достаточно крупная сеть, которая может изменить структуру розничного рынка в России, влиять на то, как он будет развиваться», отметил Дворкович.

 

Сколько заработала Почта?

Почта России сегодня считается одной из самых крупных госкорпораций – она включает 42 тысячи отделений по всей стране и имеет один из самых больших трудовых коллективов – свыше 350 тысяч работников. Её объем выручки за 2016 год по предварительным данным достиг 161 млрд рублей (+8%), но при этом чистая прибыль составляет только около 1,7 млрд рублей, а остальное идет на покрытие издержек и уплату налогов.

business post

Основным драйвером стало увеличение обработки зарубежных интернет-посылок. По данным организации, за 2016 год было обработано 225 млн международных почтовых отправлений с товарными вложениями, что в два раза больше, чем за 2015 год. 

Сообщает «Почта России» и о других своих успехах – за девять месяцев 2016 года на 7% повысилась выработка на одного работника, до 1,5 млн выросло число обработанных международных почтовых отправлений.  Соблюдение контрольных сроков по доставке писем выросло с 54% в 2013 году до 85% в 2016 году, по доставке посылок – с 52% в 2013 году до 95% в 2016 году, а количество претензий за три года сократилось в 9 раз.

Но несмотря на уже достигнутые успехи, работу почты всё ещё трудно назвать идеальной. Пока вся творческая энергия и финансы уходят в новые проекты, доставка хромает, и уровень сервиса всё ещё далек от совершенства. Несмотря на внедрение технических решений, новых программ, сортировочных центров и изменений в логистике, всё ещё есть технологическое отставание от коммерческих фирм, работающих в доставке. При этом никуда не делись очереди в отделениях, кражи и порча посылок.

Экономит почта и на кадрах, которые, как говорится, решают всё. Зарплата рядовых сотрудников более чем скромная - в среднем 20,9 тысяч рублей. Это более чем на треть не дотягивает до среднероссийских показателей. 

 

Планы на будущее

Новые и, зачастую, непрофильные проекты организации создаются для того, чтобы перестать зависеть от субсидий государства и обеспечить рост прибыли. Стоит добавить, что на данный момент сделать это уже удалось – в 2015 и 2016 году организация не получала субсидии из бюджета. При этом, согласно Стратегии развития ФГУП «Почта России», уже к 2018 году планируется выйти на доход в 231 млрд рублей. Документ, созданный в 2013 году, предполагал, что почта будет развиваться только в рамках уже существующих направлений – доставке посылок, сфере финансовых услуг (выдача пенсий, осуществление переводов) и государственных услуг (пересылка корреспонденции между государством и населением). Однако новая команда менеджеров во главе с Дмитрием Страшновым – бывшим президентом оператора связи «Теле-2 Россия» - видела немного иной путь развития для госкорпорации, внедряя в первую очередь бизнес решения. В своем интервью журналу РБК, Заместитель генерального директора по IТ компании «Почта России» Сергей Емельченков отметил, что «госпредприятие равняется на «Яндекс», Mail.Ru Group и Google».

 

Бизнес-идеи «Почты России»

В последние годы «Почта России» открыла множество новых направлений бизнеса, и её по праву теперь можно считать действительно разносторонней корпорацией. При этом главное преимущество компании состоит в том, что для открытия новых проектов, ей не только не нужно создавать новые мощности, но даже привлекать новый персонал.

 

Розничная торговля

Расширение деятельности началось в августе 2003 года – тогда была запущена масштабная программа по организации розничной торговли во всех 43 тысячах отделений страны. Позже для этих целей в структуре организации был создан целый департамент. Помимо прессы и подписочных изданий организация продает продукты питания, канцтовары, железнодорожные и авиабилеты, лотерейные билеты и прочую продукцию. Позже в перечень включилась алкогольная и табачная продукция. Только за первое полугодие 2016 года выручка от подобных продаж составила 8,3 млрд рублей (+19%). При этом на сотрудниках организация экономит – в большинстве отделений продажей и оказанием почтовых услуг занимаются одни и те же люди.

 

Печать фотографий

В мае 2007 года почта России вместе с Rambler и Kodak запустили совместный сервис по печати фотографий. Как отмечается на сайте «Почты России» - «Каждое Отделение почтовой связи - теперь это еще и минифотомагазин, где есть все необходимое для фотографии – весь ассортимент любительских фотопленок Коdак, фотоаппаратов, батареек и иных аксессуаров, в том числе цифровых». Инициатором проекта выступила фирма Kodak, чтобы оживить рынок фотопечати, рухнувший на волне развития цифровых фотокамер.

 

Подписное онлайн-агентство

26 мая 2015 года «Почта России» представила ещё один бизнес проект – подписное онлайн-агентство для региональных издателей. Предполагалось, что через него издатели СМИ смогут напрямую взаимодействовать с «Почтой России» по распространению подписных печатных изданий и получат больше инструментов для анализа читательской аудитории. При этом в отчете организации за 2015 год отмечено, что основной целью является «уменьшение доли рынка сторонних подписных агентств, таких как МАП и Роспечать». За первую половину 2016 года подписчики могли подписаться на 611 изданий от 139 издательских домов.

 

Рассылка рекламы Direct Mail

В июне 2015 года госкомпания запустила ещё один сервис – прямую почтовую (адресную) рассылку рекламы потенциальным потребителям определенных услуг или товаров. Direct Mail подразумевает, что за плату компания может распространять по почтовым ящикам рекламные каталоги и буклеты, сувенирную продукцию, рекламные письма, подарочные карты прайс-листы и другую продукцию. На сайте почты России отмечается, что клиент может выбрать получателей по региону проживания, возрасту, полу и даже интересам.

Одной из основных целей мероприятия был захват доли рынка – в 2015 году на «Почту России» в этом сегменте приходилось только 4%, а к 2018 году она хочет занять до 70%.

 

Онлайн-магазин

«Почта России» уже давно пыталась запустить проект в сфере интернет торговли. В 2013 году планировалось сделать совместный магазин с итальянским почтовым оператором Poste Italiane, который бы торговал широким ассортиментом продукции – от одежды и обуви до продуктов и аксессуаров для автомобилей. Позже в 2014 году появился совместный с Biglion проект по продаже подарков к Новому году. В будущем планировалось даже создать российский аналог eBay и Amazon, но позже она решила сотрудничать с другим торговым партнером. При этом, по расчетам оператора, объем продаж составил около 700 тысяч товаров, а число клиентов составило около 500 тысяч.

К концу 2016 года компания запустила онлайн-магазин «Почтамаркет». Его партнерами стали оператор дистанционной торговли «Отто Групп Россия», продавец детских товаров «Дочки-сыночки», издательство «Эксмо», а также гипермаркет товаров для красоты и здоровья Gessmarket. При этом зарабатывать почта планирует благодаря агентской комиссии в размере до 20%.

Тем не менее, пока до масштабов международных ритейлеров «Почтамаркету» очень далеко. Платная доставка, высокие цены на продукцию, скромный ассортимент и множество негативных отзывов совсем не мотивируют на покупку.

 

Почта-Банк

В 2015 году ФГУП «Почта России» купила у ВТБ 50% минус одну акцию «Лето Банка», на базе которого было запланировано создание новой организации. Сделка обошлась в 5 млрд рублей. Сегодня новый «Почтабанк» работает в бывших отделениях «Лето-Банка» и в отделениях почты России и занимается выдачей кредитов и банковских карт и принимает вклады. На момент создания предполагалось, что организация будет оказывать базовые банковские услуги и работать исключительно с физическими лицами и, в частности, с пенсионерами. За три года планируется открыть около 15 тысяч отделений и, возможно, даже создать конкуренцию Сбербанку. При этом затраты на их создание минимальны – сотрудники находятся непосредственно в отделениях почты. Типичная картина - банкомат и стол с компьютером и принтером. В некоторых отделениях услуги осуществляет всё тот же персонал почты.

Вопреки прогнозам, уже за девять месяцев 2016 года банк показал позитивные результаты – его чистая прибыль составила 761 млн рублей, вместо запланированного убытка в 796 млн рублей.

 

За чей счет банкет?

Для госпредприятия такая экспансия по разным направлениям кажется избыточной, а создаваемые компании – ненужными для российского рынка и российского потребителя. В большинстве ниш и в особенности, интернет ритейле, банковском деле уже есть свои лидеры, много лет предоставляющие качественные услуги, и создание их клонов – очередная и, возможно, не самая удачная попытка заработать больше, вместо того, чтобы поднимать на достойный уровень качества основные услуги по доставке посылок и товаров, что действительно необходимо большинству россиян.

Но основная проблема даже не в этом, а в том, что на создание всех своих проектов Почта тратит несравнимо меньше чем конкуренты, и в основном за счет того, что использует труд всё тех же рядовых сотрудников почты, и это почти не сказывается на их заработной плате, которая в среднем составляет 20,9 тысяч рублей, в то время как средняя по России – 32,12 тысяч рублей. При этом работник почты совмещает в себе множество функций – от продавца до банковского работника. 

Отдельно стоит отметить и то, что несмотря на расширение функций, ещё с 2014 года было анонсировано масштабное сокращение сотрудников – к 2019 году в организации должно остаться 289 тысяч человек, но при этом средняя зарплата должна вырасти лишь.  до 31,4 тысяч рублей.

 
Партнеры:
Loading...