Экономика

Почему отечественный сыр становится дороже, а не лучше

Министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил, что доля российских сыров на прилавках в 2016 году выросла до 75%, а в будущем она может быть увеличена до 90%. Санкции в буквальном смысле заставили любителей сыров становиться патриотами и есть то, что сумели произвести российские компании: что-то среднего качества и по завышенной цене. Именно такого мнения эксперты молочного рынка о современном отечественном сыре. Почему же тогда сыр стал лучшим подарком, который можно привезти из-за границы – выяснил ПРОВЭД.

Заявление Александра Ткачева о доле отечественных сыров звучит убедительно для статистов, но для конечного потребителя все пока не так радужно, как хотелось бы, считает эксперт по сертификации пищевой продукции группы компаний «Стандарт Групп» Дарья Игошина.

«Даже при учете среднего снижения цены на сыр, он остается недешевым продуктом, качество которого при этом оставляет желать лучшего. За последние три месяца средняя цена на сыр в Москве упала почти на 30% и теперь составляет 544 рубля за килограмм. Когда же речь идет о качестве продукта, то нельзя забывать, что технологические секреты и премудрости процесса изготовления сыра, которые копились столетиями в традиционных европейских, как правило, семейных производствах, невозможно освоить за год или два. Конечно, можно купить основу технологии сыроделов, но предвидеть результаты воздействия сразу тысяч, казалось бы, малозначительных факторов, просто невозможно. Вот и получаем так называемые моцареллу, пармезан, камамбер, дорблю и другие сорта сыров, как молодых, так и выдержанных, которые несоизмеримо отличаются по качеству и органолептическим свойствам от европейских аналогов, к сожалению, в худшую сторону», - говорит Дарья Игошина.

 

По примеру докторской

 

Дело в том, что сыр российских производителей по своим качествам очень далек от оригинала, соглашается Анатолий Тихонов, кандидат экономических наук, DBA, руководитель центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС.

«У нас практически все сыроделие работает по аналогии с «докторской колбасой» - как сделать побольше и снизить себестоимость, поэтому качество нашего российского продукта достаточно невысоко. Это с одной стороны. С другой стороны, - к сожалению, сыроделы используют то преимущество, которое дают санкции, а именно нехватку сыров. Поэтому совершенно необоснованно поднимают цену. Мы можем встретить и Маасдам и все, что угодно, любой сыр, который называется знаменитой маркой, но по качеству и вкусовым характеристикам который не соответствует известному бренду», - поясняет эксперт.

Примечательно, что попытку российских компаний «втюхать» потребителю то, что не является оригиналом, даже выделили в отдельную эпоху. «В связи с российским продовольственным эмбарго 2014 года больше всего пострадал именно рынок сыров, открывая новые возможности отечественному производителю, который технологически был к ним не готов. Первую волну в попытках занять свое место на полке можно назвать «фейковой», когда потребители оказывались «обманутыми» российскими брендами, покупая продукт в упаковке, которая полностью или частично повторяет дизайн попавших под продовольственное эмбарго брендов, - рассказывает Марина Груздева, генеральный директор BREAD Agency. - Такая ситуация моментально оказала влияние на отношение потребителей к российскому производителю: недовольство вкусовыми характеристиками и низким качеством продукта, недоверие к отечественным брендам, подозрение стать снова обманутым.

Вторая «реабилитационная» волна характеризуется осознанием производителей факта, что недостаточно упаковать продукт в «фейковую» упаковку, или вовсе без нее. Хаотичное ценообразование уступило месту определенным ценовым сегментам, потребитель стал больше доверять продукту, соотносить его качество и упаковку со стоимостью, тем самым делая правильный выбор в пользу того или иного бренда. Очевидно, что перспективность рынка сыра в России была высоко оценена не только российскими производителями, но и иностранными компаниями, которые стали активно искать пути, обходящие санкции 2014 года. Таким образом, рынок сыров стал привлекательным для иностранных инвестиций, последовал ряд проектов по строительству и оборудованию иностранных производств на территории Российской Федерации, соответственно использование европейских стандартов качества. Именно это дало толчок к третьей волне с возрастающей конкуренцией, в рамках которой отечественный производитель был вынужден улучшать качество продукта, чтобы сохранить свое место на полке», - охарактеризовала текущее положение рынка сыров Марина Груздева.

 

Инвестиции инвестициям рознь

 

Дмитрий Шиманов, генеральный директор исследовательской компании MAR CONSULT отмечает, что на рынок существенно влияют инвестиции, которые поступают в отрасль, но и здесь пока российские сыроделы не справляются. «Инвестиции в сельское хозяйство идут, но это очень медленный процесс. С момента начала проектирования комплекса до получения первого молока уходит не менее 2 лет. До изменения курса в 2014 году, производство молока было прямо убыточным, и правительство прикладывало немалые усилия для того, чтобы остановить непрерывный спад объемов производства. Строительство молочных ферм шло в качестве «социальной нагрузки» на предприятия из совершенно других отраслей. Замена сыров на российские не снизила цену. Это связано с тем, что в России ожидания от возврата инвестиций совершенно иные, чем на западе. Если нормальный срок окупаемости в Европе может составлять до 20 лет, то в России предприниматели неохотно инвестируют в проекты с окупаемостью в 5-7 лет, не говоря уже о 10 годах. Соответственно, инвестиционные затраты перекладываются на потребителей, то есть на цены готовой продукции. Как мы отчетливо видим, цены в магазинах не опустились, а наоборот поднялись», - сообщил он.

Качество сыра связано не только с сырьем, но и с технологиями производства. «Основной бич российской экономики - это отсутствие квалифицированных специалистов. Причина этого кроется в низком уровне качества профильного высшего образования. Если оборудование еще можно купить в Европе, то обслуживать его должны местные кадры, а с ними огромные проблемы. Причем, есть четкий пробел в специалистах 25-40 лет. Сельское хозяйство было непрестижным многие годы, и специалисты толком не выпускались. Эксперты «плановой экономики» старой закалки не ориентируются в текущих стандартах и требованиях рынка, и это, в свою очередь, сильно понижает инвестиционную привлекательность отрасли. Деньги у инвесторов и у государства есть, но нет профессионалов, которые могли бы их освоить», - уверен Дмитрий Шиманов.

 

Уповая на санкции

 

На производство сыра требуется большое количество молока - около 10 литров на 1 кг сыра, поэтому чтобы довести импортозамещение до 90%, нужно увеличить еще и количество качественного молока с необходимой долей жирности и другими показателями.

«Сегодня качество сырья можно поставить под сомнение, ведь объем молока (как основного ингредиента) не меняется с начала 2000-х и составляет примерно 30 млн тонн. В 2016 году рост составил лишь 0,3%. В 2017 мы ожидаем рост производства примерно на 1,5%. Это связано с вводом в эксплуатацию новых ферм, строительство которых стало привлекательным после девальвации рубля», - отметил Дмитрий Шиманов.

«Молока не хватает, поэтому и цены на прилавке мы видим такие. Нехватка молока достаточно большая, мы не выполняем целевые показатели по продовольственной безопасности. Поэтому если говорить об увеличении производства сыра, нужно увеличить и производство собственного молока. К сожалению, пока эти цели не достигнуты», - согласен Анатолий Тихонов.

Эксперты сходятся во мнении, что отмена санкций положительно скажется на потребителе, который получит доступ к более широкому выбору продукции как в ценовом, так и в качественном спектре. А любителям сыра остается надеяться не на молочную отрасль и экономику России, а на политику и отмену санкций. Других способов получить качественный сыр за приемлемые деньги пока у нас нет.  

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы