Новости

Заговор КАМАЗа против МАЗа

Белорусские экономисты: Россия мстит за «Росбелавто». МАЗ опровергает информацию

Заговор КАМАЗа против МАЗаЕсли найдешь виноватого в своих неудачах, всегда становится проще жить. Вот упали продажи белорусского МАЗа на российском рынке – значит, заговор. Очень удобная политика ведения бизнеса, нужно всем брать пример.

И вроде белорусские аналитики свою позицию выражают завуалировано и между строк, но подозрения в российском заговоре против МАЗа так и просятся наружу.

А все началось с того, что в первом квартале 2013 года доля белорусских грузовиков массой 14-40 тонн на российском рынке резко снизилась с 14,3% до 7,4%, по сравнению с аналогичным показателем за 2012 год. Белорусы забили тревогу: МАЗу грозит банкротство. Доля присутствия на рынке РФ МАЗов упала почти вдвое, что может серьезно сказаться на экономике предприятия. «Поэтому вопрос стоит так: либо белорусское предприятие найдет свое место в мировом разделении труда, либо ситуация будет усложняться вплоть до того, что предприятие может просто медленно умереть, как это произошло со многими другими предприятиями», - комментирует экономист Лев Марголин.

Освобожденную МАЗом нишу заняли российские производители: доля КамАЗа выросла с 40,6% до 48,6%, автозавод «Урал» увеличил в первом квартале поставки с 5,3% до 7,4%, впервые догнав по продажам МАЗ. Выросла и доля иностранных грузовиков — с 36,1% до 36,6%.

Усмотрев в данной статистике злой умысел, белорусские эксперты стали винить во всем Россию, вспоминая вновь сорвавшуюся сделку по слиянию МАЗа и КАМАЗа по вине Лукашенко. «Во-первых, несмотря на то, что рыночные отношения в России на порядок более развиты, чем в Беларуси, нельзя исключать влияния российской власти, которая хотела бы таким образом наказать белорусов за отказ от слияния с КАМАЗом, - говорит Лев Марголин и как бы между делом добавляет, что «я бы не взял на себя смелости, утверждать, что объединение с КАМАЗом – самый лучший вариант. Нужно искать свое место в мировом разделении труда. Нужна интеграция с европейскими производителями. Ведь даже они создают альянсы, потому что понимают,  что в одиночку выжить на этом очень высококонкурентном рынке сложно». Намек более чем недвусмысленный. Следом за Марголиным повторяет практически те же слова и экономист Борис Желиба. «Мне бы не хотелось думать, что россияне делают искусственные преграды и специально замедляют процессы сбыта нашей продукции, чтобы мы скорее создали холдинг МАЗ-КаМАЗ, но все может быть. Конечно, россиян нервирует позиция белорусской стороны, которая специально затормаживает это объединение для того, чтобы сделать это на лучших условиях, чем те, которые сейчас предлагает российская сторона. Подобный психологический аспект имеет место и может действовать», - считает Желиба.

Складывается ощущение, что такие факторы как активизация иностранных производителей грузовиков, локализовавших производство в России, общая стагнация рынка, рост конкуренции в связи с вступлением России в ВТО, неуверенная рекламная компания и небольшие объемы выпуска МАЗов, по мнению белорусских экономистов, никак не могли повлиять на снижение доли белорусских машин на рынке РФ. Только недавний отказ Лукашенко от создания «Росбелавто» имеет конкретное воздействие на распределение долей.

Пока «ПРОВЭД» готовил к публикации данную статью, на сайте МАЗа появился пресс-релиз, опровергающий общую статистику. Мы его приводим ниже.

МАЗ ПО-ПРЕЖНЕМУ СОХРАНЯЕТ СВОИ ПОЗИЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

    На Минском автомобильном заводе подведены итоги работы предприятия за 1 квартал 2013 года.

   Около 85% выпущенной автотехники отгружено на экспорт. Основными экспортным рынком сбыта по-прежнему остается Российская Федерация.

   Ситуацию с продажами автотехники «МАЗ» в данном регионе мы попросили прокомментировать заместителя коммерческого директора по маркетингу Илью Субботина:

   - Вступление России в ВТО и переход на экологический стандарт Евро 4 негативно сказались на общей емкости рынка грузовых автомобилей, которая за первый квартал 2013 года снизилась более чем на 20% к уровню прошлого года и составила 21,6 тыс. единиц. 

С учетом падения емкости рынка снизилась и количественная отгрузка грузовых автомобилей «МАЗ». Тем не менее, доля ОАО «МАЗ» на российском рынке остается фактически на прежнем уровне.

За первый квартал 2013 года в РФ отгрузка грузовых автомобилей «МАЗ» массой от 8 до 40 тонн составила 2,8 тыс. единиц. Таким образом, доля автотехники «МАЗ» в данном сегменте составила 12,9%. Объем грузовых автомобилей, поставленных в Россию за аналогичный период 2012 года занимал 13,0% рынка.

   С учетом мероприятий, проведенных по совершенствованию структуры модельного ряда (более 200 модификаций автотехники стандарта Евро-4), обучению субъектов товаропроводящей сети специфике реализации автомобилей нового уровня, совершенствованию схем реализации с привлечением финансовых инструментов, осуществлению гибкой ценовой политики уже в апреле отмечена положительная динамика с заказами. Рассчитываем во втором квартале нарастить количественную отгрузку и увеличить свою долю присутствия на рынке Российской Федерации.

Итак, по утверждению пресс-службы МАЗа, доля его присутствия на российском рынке сократилась всего на 0,1%. Более чем отличный результат. А уже вчера, 16 мая, белорусская делегация во главе с первым вице-премьером Владимиром Семашко и в присутствии генерального директора ОАО «МАЗ» Виктора Основского провела переговоры с российским КамАЗом. Переговоры велись в закрытом режиме. Известно лишь, что речь на них шла о возможном объединении двух гигантов автопрома.

Вот и получается сплошная неразбериха в деле МАЗ-КАМАЗ. То Белоруссия открыто намекает на готовность сотрудничества только с Европой, то объявляет МАЗ банкротом, то публикует пресс-релизы о замечательном положении дел на предприятии.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...