Общество

Серые схемы автомобильных мошенников

Лазейки в таможенном законодательстве Таможенного союза, неодинаковость национальных законов стран-членов организации и коррумпированность отдельных лиц позволяют криминальному бизнесу обогащаться разными методами. Один из популярных видов такого обогащения – махинации с автомобилями. Читатель, пострадавший от действий таких мошенников, рассказал нам, какими схемами сегодня пользуются серые дельцы.

Авто из Америки, документы – из Беларуси

На М-1, скоростной трассе, связывающей Москву и Минск, бьётся много машин. И это целое раздолье для мошенников. С американским машинами проще всего – их идентифицирует полицейская шильда под лобовым стеклом, у других машин Vin-номер выбит на разных частях – в зависимости от авто. Шильду же можно снять (Vin-номер машины при этом не меняется всё равно). С битых «американцев» снимаются шильды, с «европейцами», «японцами» сложнее – приходится вырезать целые куски, на которых выбит Vin-номер, а потом вваривать в то авто, которое мошенники собираются «легализовать». Это классическая схема, которая работает и сегодня. В одном из вариантов документы оформляются в Беларуси – там сохраняется возможность снять автомобиль с учета при наличии счета-справки (в России они были в ходу до 2009 года, но не сейчас). Счет-справка не требует наличия продавца и покупателя, как в случае с договором купли-продажи. В Беларуси при продаже автомобиль снимается с учёта (это, впрочем, можно сделать даже без владельца – за определенную плату), выписывается счет-справка на  «вешалку», условную Олю, которая эту машину как бы купила. Услуги «вешалки», к слову, стоят порядка 100 долларов. В Беларуси есть такая лазейка − если машина снята с учёта, её можно перекрасить и снова поставить на учёт, с новым цветом в истории автомобиля.

Спустя какое-то время после «покупки» наша Оля приходит в милицию с заявлением о потере белорусского техпаспорта. Это в России есть ПТС с историей автомобиля, а в Беларуси есть техпаспорт, и есть учетная карточка автомобиля, которая хранится в ГАИ, – в ней-то и расписана судьба авто с определенным Vin-номером. Спустя месяц по заявлению нашей Оли появляется отказной материал о потере техпаспорта, она идёт в ГАИ и получает новый техпаспорт. А машина при этом, как и «потерянный» техпаспорт, уже проданы какому-нибудь ничего не подозревающему о махинации человеку. Зачем Оле новые документы, если машины уже нет? А потому что своего часа ждёт «двойник», привезенный откуда-нибудь из Прибалтики и брошенный без номеров в России или Беларуси. 

Как это происходит? Кто-то из Прибалтики пересекает  границу на автомобиле, купленном на аукционе в США, и бросает на территории Таможенного союза. С собой этот человек везет обратно номера, сдает в полицию, чтобы выбраковать автомобиль у себя в стране. Новые документы нашей Оли и «брошенная» машина соединяются, и выходит, что авто, не прошедшее таможенную очистку, легализовано. Затем Оля продает «двойника» россиянину, который позже обращается в российскую таможню с намерением получить российский ПТС. На один Vin-номер может быть выдан только один ПТС. И если с «таким же» номером приедет вторая машина, то ПТС она не получит.

И ездят по таможенному союзу два автомобиля с двумя оригинальными техпаспортами, но одним Vin-номером на двоих. Ни у сотрудников ГИБДД, ни у служащих таможни не прописана по регламенту обязанность сверять Vin-номер автомобиля и данные в ПТС. Если возникнет подозрение, то они могут это сделать, но чаще всего подозрений не возникает.  

При этом даже если экспертиза установит, что одна из двух машин ездит со своим, «материнским» Vin-номером, ни у ГИБДД, ни у ФТС не появится основания изымать «дубль». У ГИБДД − потому что по авто не проводится никакое расследование, и у таможенников − потому что эта машина по документам не пересекала границу ТС, не проходила таможенную очистку, её как бы вообще нет на территории союза. Все знают, что вторая машина − фейк, но сделать ничего с ней не могут. К слову, недавних пор отсутствие шильды или её крепление не в заводских условиях перестало быть криминалом.

Работает  с Беларусью и другая схема, где в цепочке участвуют юридические лица. Так же, как в первом случае: машину привозят, бросают без номеров. Находится «кривая» машина, юрлицо её покупает, подает в суд иск о признании права собственности на основании договора купли-продажи. Эта схема популярна у юрлиц, поскольку позволяет вернуть НДС, который государство отдает неохотно. Опять подается заявление о потере документов на автомобиль. С оригинальными документами «брошенное» авто приезжает в Россию и получает ПТС. Поскольку судебным решением подтверждено право собственности, у таможни нет права отозвать документы, да и проведенная экспертиза выявит, что такой автомобиль не ввозился в РФ. Опять комар носа не подточит.

Новые партнеры по ЕАЭС и липовые ПТС для кредитов

Похожая схема работает с Арменией, другим членом ЕАЭС. Она соседствует со странами Ближнего Востока, скажем, с Объединенными Арабскими Эмиратами, где очень много дорогих машин. Прелесть в том, что у ОАЭ нет договора с Интерполом, Интерпол искать автомобиль не будет. Да и владелец не заинтересован в том, чтобы его разыскивать – проще и выгоднее получить страховую выплату. Машина угоняется, перегоняется в Армению. В договоре купли-продажи со стороны продавца фигурирует какой-нибудь местный житель.  Особенность взаимодействия с Арменией в том, что ФТС не может получить ответ на запрос  о снятии автомобиля с учёта из-за особенностей работы органов учёта республики. А у ФТС ведь везде сроки – 30 дней, потом ещё добавочные 30 дней. Сроки вышли – она обязана выдать ПТС.  

Ещё одна махинация, связанная с авто – несколько ПТС на одну машину. Это позволяет взять несколько кредитов на большие суммы одновременно. В современных типографиях стоит очень хорошее оборудование, которое позволяет делать фиктивные документы, не отличимые от оригиналов. В такой схеме необходим «свой» милиционер, который сливает информацию о машинах, содержащихся в базе. Как правило, выбираются машины стоимостью 5-6 млн рублей. Правда, в последнее время к техпаспорту, где страной происхождения числится Беларусь, в российской таможне, выдающей ПТС, стали относиться подозрительно, проверять. Но и это не проблема, «свои люди» в ГАИ могут поменять страну происхождения, например, на Финляндию, или вообще указать, что страна происхождения неизвестна. Так при помощи типографских услуг на одну машину «стряпается» 5 липовых ПТС, которые можно предложить кредитному брокеру. Кредиторы с радостью дадут деньги под залог машины стоимостью 5-6 млн рублей.

Многие схемы умерли, потому что с таким курсом стало невыгодно этим заниматься. Другое дело, когда доллар стоил 30 рублей, а евро – 45. Так что сейчас без таможенной очистки привозят только дорогие автомобили, иначе овчинка не стоит выделки.



Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...