Идентификация Калининграда: в регионе хотят упростить растаможку
Калининградские власти внесли 11 предложений в Таможенный кодекс ЕАЭС. Главным образом они касаются упрощения процедуры идентификации товара
Поделить стол на неравные части
С 1 апреля 2016 года калининградский бизнес начал жить по новым правилам. Главное новшество - были отменены таможенные льготы для предприятий на ввоз сырья из-за границы и вывоз готовой продукции на территорию «материковой» России. Потерю этих льгот компенсировали субсидиями из федерального бюджета, которые с апреля начали поступать в область, а потом распределяться между предприятиями. Кроме того, регион получил еще ряд послаблений. В частности, был в три раза – со 150 до 50 млн рублей – снижен минимальный инвестиционный порог для резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ). Кроме того, были предоставлены преференции по железнодорожным тарифам.
Разумеется, с 1 апреля изменился и порядок таможенного оформления товаров, произведенных в калининградской ОЭЗ и перемещающихся на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Согласно новым правилам, предприятия могут оформлять эти товары, сделанные в том числе из импортных комплектующих (а доля таких товаров в Калининграде весьма высока – свои особенности диктует география региона), по двум схемам. Во-первых, «таможить» можно по готовой продукции – когда товар декларируется, как будто он целиком и полностью является импортным, то есть рассчитывается таможенная стоимость, пошлина и другие таможенные платежи, включая НДС, на весь товар. Во-вторых, оформлять товар можно с применением процедуры идентификации, то есть по доле импорта в готовой продукции. Это менее затратно, однако сложнее с точки зрения прохождения процедуры. Здесь участники внешнеэкономической деятельности любят приводить пример со столами. Допустим, есть стол, произведенный в Калининградской области. Столешница сделана в Беларуси, а ножки – в Польше. Согласно процедуре идентификации, таможенные платежи нужно будет заплатить только с этих ножек. Казалось бы, чего проще? Однако процесс доказательства этого, а также расчет доли импорта в готовой продукции – не самый простой.
- Калининградские мебельщики, скажем, вынуждены подтверждать происхождение множества компонентов в одной единице продукции, - поясняют в пресс-службе областного правительства. - Например, нитки, различную фурнитуру, клей. Как следствие, увеличивается нагрузка на специалистов по сертификации и декларированию.
В итоге предприниматели в середине этого года выступили с предложением организовать централизованное оформление документов на базе регионального фонда поддержки малого и среднего бизнеса.
Долго и дорого
Однако пока существенных подвижек в упрощении таможенного оформления не сделано. Калининградские компании предпочитают «таможить» по готовой продукции. В итоге переплачивают, но при этом избегают излишней бумажной воклокиты.
- Долго и дорого, - так охарактеризовал процессы таможенного оформления товаров временно исполняющий вице-премьера Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков.
- Процедура идентификации сегодня для многих компаний затратна, сложна, они предпочитают платить пошлину за готовые изделия, нежели нести временные и стоимостные издержки, связанные с идентификацией, - считает один из ведущих в России таможенных экспертов, руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина, которая в декабре посетила Калининградскую область.
И власти, и бизнес настроены на то, чтобы четко прописать процедуру идентификации – для того, чтобы она стала прозрачнее и проще. Вопрос актуален вдвойне еще и потому, что готовится проект Таможенного кодекса ЕАЭС, где калининградские особенности (диктуемые в первую очередь географией региона) непременно должны быть учтены. Иначе, когда кодекс будет принят, внести поправки будет проблематично, а без поправок калининградская экономика может понести ощутимые убытки.
Предложения Калининграда
- В свое время мы направили в Таможенный кодекс около десятка предложений по корректировке отдельных статей, - рассказывает бывший министр экономики областного правительства Анастасия Кузнецова. - Мы стараемся предложить закрепить те нормы, которые никак не ухудшат положения наших предприятий. Например, у нас сейчас, вывозя товар, декларантом может быть любой, кто в данный момент владеет товаром. Не обязательно резидент особой экономической зоны. А в одной из редакций проекта Таможенного кодекса формулировка была так прописана, что это мог быть только резидент либо участник ОЭЗ. А все остальные не могут вывозить и декларировать товар, что очевидно противоречит самой природе нашей зоны.
Еще один спорный вопрос - правила определения товара, полностью происходящего с территории особой экономической зоны. Например, если на территории Калининградской области выращена пшеница из иностранных семян, то она будет считаться импортным товаром. Местных производителей такая формулировка категорически не устраивает.
Что касается непосредственно процедуры идентификации, то в Калининграде подготовили ряд предложений по ее упрощению. В частности, предлагается дать право предприятиям не описывать в рамках идентификации то сырье и комплектующие, которые косвенно участвуют в производстве и когда на партию их приходится менее 1 процента от общей стоимости. Например, не учитывать в стоимости пресловутых калининградских столов стоимость немецкого клея, который используется для упаковки мебели.
Как сообщил врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов, после встречи с Галиной Баландиной и другими таможенными экспертами было решено внести ряд предложений в проект Таможенного кодекса ЕАЭС.
- Наши предложения внесены по 11 принципиальным для Калининградской области вопросам, которые, на наш взгляд, формируют не только параметры хозяйственной деятельности предприятий, но и то, что называют деловым климатом, визитной карточкой территории, - сказал журналистам Антон Алиханов. - Предложенный Калининградской областью подход позволяет либерализовать производство на территории региона, повысить конкурентоспособность, минимизировать излишние платежи для бизнеса.
При этом, как отметил Александр Шендерюк-Жидков, полностью отказываться от процедуры идентификации никто не собирается – это, по его мнению, противоречит национальным интересам.
- Мы заинтересованы в том, чтобы всем субъектам хозяйственной деятельности было работать просто, но показывали, что они работают правильно, чтобы не возникало предположений о том, что Калининград - это «черная зона», - пояснил чиновник. - Это не так. Калининград – это то место, где любой бизнесмен может доказать, откуда и как он получил товар или его произвел. Такой процедуры контроля, которая организована на территории нашего региона, нет нигде в России. В то же время, очевидно, что это не задача бизнеса - доказывать, что он не нарушает законодательство.