Политика

Российские моряки снова в плену: НАТО не справляется с пиратами

В Гвинейском заливе на западе Африки пираты захватили грузовой корабль, в заложники взяты трое российских граждан. По данным Международного морского бюро, Гвинейский залив окончательно перехватил у Сомали печальное звание самого опасного для морской торговли места в мире. Судя по всему, теперь именно оттуда будут приходить печальные вести о месяцами и даже годами удерживаемых в плену моряках. Эксперты отмечают, что власти Нигерии пока не в силах переломить ситуацию.        

На этой неделе у берегов Бенина было захвачено судно, на борту которого находились 18 россиян и два украинца. Информация о захвате греческого судна «Сароник Бриз», под панамским флагом поступила 29 ноября, а уже первого декабря стало известно, что морские разбойники покинули корабль. Посольство России в Нигерии подтвердило, что, во-первых, захват осуществляли граждане именно этой страны, во-вторых, пираты взяли в заложники трех российских моряков: капитана корабля, второго механика и повара. По данным «Газеты.ру», сейчас переговорами по их выкупу занимаются российские дипломаты при помощи фирм-посредников.

Сомали

Драматические события с российскими моряками развиваются у берегов Гвинейского залива Атлантического океана. Еще 5-7 лет назад этот регион не привлекал особенного внимания из-за пиратской активности. Главной мировой проблемой в этом отношении была противоположная оконечность Африки – Аденский залив Индийского океана, побережье Сомали. Только 24 ноября этого года ВМС НАТО завершили операцию «Океанский щит» по борьбе с пиратами в этом регионе. Силам альянса удалось добиться значительного успеха. До проведения операции ситуация там была очень серьезной, с  2008-го по 2012 годы у берегов Сомали было захвачено 170 судов с 3400 членами экипажа, убиты 25 моряков, еще 37 умерли от голода или покончили с собой в плену. При этом с 2012 года сообщения о новых случаях захвата перестали поступать, но пираты продолжали удерживать  ранее взятых в плен, только в октябре 2016 года они отпустили одну из последних партий заложников: 26 моряков из юго-восточной Азии, проведших четыре года в неволе. Помимо искалеченных судеб и человеческих жертв, опасная ситуация у берегов Сомали приносила и огромный экономический ущерб.

pirat

Аденский залив лежит на пути к Суэцкому каналу, и в годы, когда разбойники особо свирепствовали, часть судов пускали вокруг Африки, как будто Суэц все еще не открыт – лишь бы не появляться в опасном месте.  Другие суда также были вынуждены либо менять маршруты, либо резко увеличивать скорость хода, чтобы спастись от пиратов. В одном только 2011 году дополнительные траты на топливо составили 3.2 млрд долларов, на страховку – больше 600 млн, на установку защитного оборудования и охрану – 1 млрд. Многие эксперты отмечают, что наибольший вклад в победу над пиратством в регионе оказали усилия очень жесткие, часто незаконные, но эффективные атаки пиратских баз частными военными компаниями, а официальная  операция НАТО была недостаточно результативной и слишком дорогой.

В мире        

Улучшение ситуации с пиратством отмечается не только в Аденском заливе. По данным Международного морского бюро, количество нападений пиратов  в мире сократилось в первой половине 2016 года до минимума за последние 20 лет. За шесть месяцев во всем мире было зафиксировано 98 пиратских нападений или их попыток, в то время как за аналогичный период тяжелого в этом отношении 2011  года было 266 атак. Безопасней стало не только у берегов Сомали, но и в водах юго-восточной Азии, что стало возможно благодаря более жесткой антипиратской позиции правительства Индонезии. 

На этом фоне особенно тревожно выглядит активизация пиратов у берегов Нигерии. Морские разбойники нападают там и на крупные суда, и на яхты, так как их интересуют не только перевозимые грузы (в первую очередь нефть), но и моряки, которых можно захватить в плен и обменять на выкуп. За первые шесть месяцев этого года нигерийские пираты взяли в заложники 24 человека, а за тот же период прошлого – 10. Их нападения становятся все более дерзкими, они атакуют все дальше от берега, у пиратов появились современные скоростные лодки и дорогое огнестрельное оружие.    

pirat2

Ранее эксперты отмечали, что в таком положении дел может быть заинтересовано правительство самой Нигерии. Коррумпированные чиновники страны получают от международных организаций большие деньги, чтобы победить в стране пиратство, но средства тратятся не по назначению. Хуже того, были сведения, что офицеры нигерийской армии перепродавали закупленное новое оружие незаконным вооруженным формированием. В результате всего этого Гвинейский залив называют самым опасным для моряков местом мира.

Татьяна Денисова, заведующая Центром изучения стран тропической Африки института Африки РАН отмечает, что борьба с морским бандитизмом в регионе сталкивается с рядом серьезных системных трудностей.

«Пиратство там уходит корнями в глубокой прошлое. Не важно, что нападение на наших моряков  произошло именно у берегов Бенина – это небольшое государство, которое располагается рядом с дельтой Нигера, политические события в которой уже много лет становятся источником нестабильности в Гвинейском заливе. И морские, и сухопутные границы Бенина и Нигерии абсолютно прозрачны. Там есть пограничная служба, но она сама 100% коррумпирована и может даже потворствовать пиратству, тем более, что при определенных условиях судно может быть захвачено и обычной рыбацкой лодкой», - отмечает она.

Вместе с тем, она вовсе не уверена в том, что пиратству способствует высшее руководство Нигерии. «Новый президент Нигерии Мухаммад Бухари славился своей неподкупностью и пока сохраняет такую репутацию. Можно предположить, что верхушка нигерийской власти не заинтересована в пиратстве. Но Бухари не может уделить достаточно сил борьбе с пиратством, так как его главная проблема это Боко Харам, радикальная исламистская организация, объявившая себя подразделением запрещенной в России ИГИЛ. Пока он не искоренит Боко Харам, всерьез заняться реформированием пограничных структур он не может. Причем там все же были попытки улучшить ситуацию, но новых пограничников быстро вновь подкупают. Сейчас в Африке Гвинейский залив это, безусловно, худшее для морской торговли место», - резюмировала она.   

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы