Общество

Шоп-туры в Россию: зачем иностранцы сюда едут

Шоп-тур в Италию, шуб-тур в Грецию – несмотря на кризис, отечественные агентства наперебой предлагают организованные поездки за рубеж для любителей потратиться. Однако есть и обратная тенденция: часть иностранных туристов предпочитает увозить из России не яркие воспоминания о незабываемом путешествии, а что-то более осязаемое. ПРОВЭД решил разобраться: кто и зачем едет в шоп-тур в Россию.

 Белоруссия

На одном из белорусских интернет-сайтов мы насчитали порядка 20 предложений туроператоров, зазывающих земляков отправиться за покупками к восточному соседу. Самый распространенный вариант – двухдневный автобусный тур «Минск-Москва» с посещением ТК «Москва» и «Садовод». Стоимость – порядка 30-35 долларов за одно место в автобусе,  двойное место для одного человека – примерно в два раза дороже. Тур «Минск-Смоленск» рассчитан на один день, программа может отличаться, но посещение ТРЦ «Галактика» входит во все пакеты.

Как пояснили ПРОВЭД в турфирме, большинство участников тура ездят за покупками для себя. А вот два года назад ситуация была иной: большинство участников составляли индивидуальные предприниматели, которые закупали товар для перепродажи. Но введение обязательной сертификации заставило многих предпринимателей закрыть свой бизнес: собирать по 1000 документов на 1 сумку, проходить всевозможные досмотры и проверки – слишком большая морока. Как результат – турпоток сократился в разы и сейчас составляет порядка 20% от показателей 2014 года. Желающих поехать отовариться в Россию сейчас 2-3, максимум 5 человек на рейс. Поэтому приходится организовывать поездки силами нескольких турфирм.

Казахстан

В начале 2015 года предприимчивый житель Казахстана организовал шоп-туры из северного Петропавловска в Омск. Если раньше жители Казахстана самостоятельно совершали вояжи в торговые точки Сибири, то почти два года назад у них появилась возможность ездить в составе организованных групп. Однако, бурно начавшись, затея, судя по всему, не просуществовала и полгода: последняя запись группы ВКонтакте датирована 2 июня 2015 года. А турфирмы Казахстана предлагают отправиться за покупками в Италию, Турцию, ОАЭ и, конечно же, Китай.  Так, на границе Казахстан-Китай построен огромный МЦПС «Хоргос», в котором товар можно купить за тенге и беспошлинно и для посещения которого казахам не требуется китайская виза.  По информации интернет-сайта Хоргоса, центр принимает около 2 тысяч казахстанцев каждые выходные.

Монголия

В ноябре 2014 года Россия и Монголия отменили визовый режим, что привело к кратному увеличению турпотока из степной страны в сопредельную Бурятию. По словам министра экономики Бурятии, которые приводит Байкалфинанс, в 2015 году республику посетили 418 тыс. граждан Монголии, что в 2,2 раза выше, чем годом ранее. Причем привлекают наших соседей не столько красоты региона (один Байкал чего  стоит!), сколько цены на предметы первой необходимости. Так, по данным МК Улан-Удэ, стоимость литра молока в Монголии в переводе на рубли составляет 75 деревянных, сахара  - 60 руб., хлеба - 40 руб. В Бурятии цены примерно в два раза ниже. В результате продуктовых набегов оборот розничной торговли региона в 2015 году вырос на 1,3% к уровню 2014 года, а число занятых в оптовой и розничной торговле – почти на 20%.

Китай

Китайцы возглавляют список самых расточительных туристов. По данным туристической ассоциации «Мир без границ», порядка 60% бюджета поездки гости из КНР тратят на покупки. Относительно недавно разбогатевшие китайцы стараются потратить свои деньги с шиком: оригинальные вещи всемирно известных брендов, золотые и янтарные украшения, сладости и меха отправляются вместе с новыми хозяевами на их родину.  Янтарь - один из самых любимых камней в Китае, поэтому туристические группы из КНР приходят в восторг, увидев россыпи солнечных камней. Пользуется у туристов популярностью и косметика, во многом потому что в России те же товары стоят на 20% дешевле, чем в Китае, где очень высоки налоги на товары роскоши.

inostranzy v rossiiЧем Россия не привлекает иностранцевСпрос рождает предложение, а потому ряд крупных торговых домов, таких как ЦУМ и ДЛТ, уже адаптируют сервис для туристов из Китая  в соответствии с форматом China Friendly: принимают карты UnionPay, размещают объявления на китайском языке, нанимают сотрудников, владеющих путунхуа. В Москве и Санкт-Петербурге появилась реклама на китайском, привлекающая внимание туристов. Такая забота уже приносит первые плоды: по информации Ленты.ру, в сезоне весна-лето 2016, продажи ЦУМа туристам из азиатских стран выросли в 5 раз, при этом на покупателей из КНР пришлось 8% всей выручки.

Обрисовали в ассоциации и типичный портрет китайского туриста: это человек среднего возраста (40-50 лет), приезжающий в составе организованных безвизовых групп. Более 60% туристов  -женщины. Большинство едут в Москву и Санкт-Петербург: Москва для китайцев - самая близкая и необычная европейская столица, поэтому только шопингом туристы не ограничиваются. На дальневосточные регионы приходится 36% "безвизовых" поездок туристов из КНР.

Скандинавия

Правительства Финляндии и Норвегии неусыпно заботятся о здоровье своих граждан. Выражается эта забота, в том числе, в запредельных ценах и ограничениях на реализацию алкогольной продукции. Не всем жителям северных стран приходится по душе такая опека: несогласные протоптали дорожку в соседнюю Россию. Норвежцы, отправляясь в алкогольный тур, отдают предпочтение Мурманску: многие из подобных туристов уже стали завсегдатаями баров и ресторанов северного города на выходных. Финны, в основном, едут в Петербург и Ленинградскую область. По словам члена правления Альянса туристических агентств России Ирины Семёновой, в крупных магазинах Выборга финской речи слышно больше, чем русской.

Едут финны и за табачной продукцией. Причем даже вступивший в силу в августе закон, обязывающий жителей Финляндии провести минимум 24 часа в стране, чтобы иметь возможность ввести домой до 200 сигарет, не оказал должного эффекта. Теперь, как сообщает финская Yle, жители Суоми едут на Северо-запад России в автодомах, чтобы не тратиться на проживание в гостинице. Средняя стоимость пачки сигарет в Финляндии  составляет 7,50 Евро.

Другой популярный товар, который везут из России – бензин. В нашей стране он в три раза дешевле, чем в соседней Финляндии. Кстати, этот же набор товаров: топливо, табачные изделия и алкоголь везли до отмены МПП из Калининградской области поляки.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...