Экономика

Защита прав предпринимателей: до системной работы далеко

В последнее время как-то очень уж устойчиво нарастает беспокойство в обществе о правах и защите прав предпринимателей.

«Надо, чтобы правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить бизнес», – заявил в 2008 год, Дмитрий Медведев, президент РФ, чем очень сильно удивил отечественный бизнес. Стоит заметить, что с 2008 года, ежегодно, теперь уже Владимир Путин, призывает правоохранительные органы «не кошмарить российский бизнес».

Я не знаю, может быть, президент не те слова использует или не тот тон, но пока, увы, особых перемен на фронте «давления на бизнес» нет.

Омбудсмен по правам предпринимателей Борис Титов тоже пока только констатирует ухудшение положения дел с правами предпринимателей: «Количество возбуждаемых уголовных дел пока не сокращается, более того – даже увеличивается. Мы видели, что в 2015 году был рост, а только что (июль 2016 года – прим.ред) опубликованная статистика МВД показывает, что с начала года количество уголовных дел по статьям, связанным с мошенничеством, возросло еще на 25 процентов». И это не просто очень много, это катастрофа.

Но за эти годы сформировали аппарат омбудсмена по правам предпринимателей. На местах, по всем субъектам Федерации, назначены руководители с помощниками, замами и кабинетами. В генеральной прокуратуре даже ответственного за защиту прав субъектов предпринимательской деятельности назначили. На сайте генеральной прокуратуры организована прямая линия для предпринимателей. А при всех прокуратурах субъектов создали общественные советы. Общественные советы создали при ФТС и РТУ, РСХН, при всех государственных органах, включая даже МВД.

Так почему ситуация не меняется в лучшую сторону? Ну, хотя бы не перестает ухудшаться?

Предприниматели есть. Права у них есть. Право на защиту прав у предпринимателей то же, вроде бы, есть. Но почему этот механизм никак не запустится? Почему до сих пор для предпринимателя проще и спокойнее все же договориться с представителем госоргана, чем законным образом отстаивать свои права?

Выродился жилистый и упертый предприниматель, способный упереться и пойти до конца в своей правоте, в защите своих прав? Не думаю. Разочаровался предприниматель в защите своих прав и интересов государством, в помощи государства? Может, и так. А может, предпринимателю, просто некуда обратиться за защитой нарушенного права, точнее, ему просто некуда идти? А вот это уже наиболее вероятно.

В суд идти – долго и дорого, да и до решения суда еще дожить надо, там уже может быть и не до прав и не до их нарушений. В полицию идти – очень дорого, да и вероятность, судя по статистике МВД, стать самому фигурантом дела выше, чем защитить свои права. В прокуратуру идти – бесполезно, нет у прокуратуры механизмов оперативного реагирования, ну или не хотят использовать.

В итоге почешет затылок предприниматель, взвесит все за и против и пойдет договариваться, выбора у него нет.

А иначе, откуда берутся полковники Захарченко и уже тысячи чиновников, задержанных за получение взятки, кого-то уже осудили, кого-то судят, а кого-то только задержали. И их, взяточников, меньше не становится, а наоборот, количество их растет. Спрос рождает предложение, если бы не давали бы взяток их бы не брали. Если бы знали, что не дадут взятку, ее бы не просили. Если бы знали, что предприниматель пойдет законным путем (через прокуратуру, суд и т.д.), не вымогали бы взятки.

И не потому, что предприниматель криминальный такой в своей массе, или чиновник такой коррупционный, а потому, что реально предпринимателю некуда идти за помощью в защите своих прав, а особенно за оперативной помощью: когда таможня груз держит, придумывая разные причины для «контроля», когда налоговая счет заблокировала, якобы из-за сомнительной сделки, когда сотрудник МЧС помещение опечатал, потому, как схема эвакуации не там, где предписано висит, когда СЭС останавливает производство, потому как видели на соседней улице мертвого грызуна и таких случаев даже не тысячи, а сотни тысяч.

Лет 6-8 назад я оптимистично смотрел на общественные советы при разных органах. Ну, думал, вот оно, начало построения диалога бизнеса и власти. Сейчас бизнесу будет создана возможность говорить о своих проблемах, а у власти будет обязанность слушать об этих проблемах и принимать решения, помогающие бизнесу преодолевать их и не сталкиваться с ними в будущем. Думал, что у власти появится возможность говорить, направлять и учить бизнес, как не допускать ошибок, как избегать коррупционных и прочих конфликтных ситуаций, которые могут привести к нарушению закона, а у бизнеса появится обязанность слушать эти рекомендации, изучать советы и претворять их в жизнь.

Время шло, я участвовал в различных общественных советах, начиная от общественного совета при ФТС и заканчивая общественными советами при транспортных прокуратурах и даже Думы. И каждый раз после заседания общественного совета я старался себя убедить, что все это временно, что все не так, что это не профанация и не имитация диалога с бизнесом, что это обязательно вот-вот должно закончиться, и начнется предметный конструктивный разговор о реальных, текущих, насущных проблемах предпринимателей. Но имитация диалога не заканчивалась, положение бизнеса, как ухудшалось, так и продолжает ухудшаться, давление на бизнес как было, так и остается. Если задаться целью, то в интернете можно найти множество кратких отчетов о проведении различных общественных советов, но все они как будто написаны под копирку: да, состоялось, да, о чем-то поговорили, собственно и все.

Так, может быть, и нет смысла в этих общественных советах, может быть, стоит их упразднить и попробовать создать что-то другое взамен, более понятное, реально доступное для любого предпринимателя, а самое главное, как площадка для диалога власти и бизнеса – эффективное!

Как пример, 8 сентября проводился общественный совет при Приволжской транспортной прокуратуре, второй такой совет, при вновь назначенном прокуроре, первый был в декабре прошлого года. Удивил охват аудитории. Была задействована видеоконференцсвязь (ВКС), с помощью которой в совете участвовал руководитель ПТУ (приволжского таможенного управления), находившийся в тот момент в отпуске в другом субъекте. Задействованы были все транспортные прокуратуры приволжского федерального округа, в которые для участия в общественном совете были приглашены: местный прокурор, представители ГКО, РЖД, других естественных монополий, транспортной полиции, крупных компаний региона, а также мог участвовать любой предприниматель, который мог задать любой вопрос, озвучить свою проблему, предложение, как местному представителю ГКО, так и федерального округа. И предприниматели жаловались и задавали вопросы. А самое главное, что в ответ они не слышали «разберемся» или «возьмем на контроль». На свои вопросы они сразу получали ответы, и если эти ответы  не устраивали предпринимателя и прокурора, то на эти вопросы предпринимателя отвечал уже окружной представитель ГКО, и мне показалось, что на все вопросы были даны исчерпывающие ответы.

Особенно необычно смотрелся представитель ГКО, который выписал предписание одному из предприятий региона (довольно крупное предприятие), установив заведомо нереальные сроки исполнения этого предписания, и отвечать проверяющему пришлось одновременно перед предпринимателем, приволжским транспортным прокурором и омбудсменом по правам предпринимателей в ПФО, отвечать чиновнику было крайне не комфортно.

Представитель ПТУ (приволжского таможенного управления), тоже на удивление отвечал конструктивно и по-деловому, не используя модное в таможенно-чиновничьей среде, клеймо, что бизнес сам виноват во всем.

У меня нет эйфории, что вот он, лучик света в беспросветной тьме, это всего лишь второй такой общественный совет, и пока это всего лишь совпадение, до системной работы, еще очень и очень далеко.

Не знаю, будет ли закономерность или так останется на уровне совпадения. Но очень, очень хочется, чтобы бизнес и власть имели возможность общаться конструктивно и по-деловому. В противном случае и бизнес никогда не выйдет из тени, и власть никогда не избавится от коррупции.

Предприниматель не должен бояться идти за защитой своих прав, потому как априори должны быть его права, защита его прав, а не страх «поругаться» с госорганом. И он пойдет, если будет куда обратиться, и если его права начнут реально защищать…

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы