Таможня

Посмотри вокруг себя глазами радости и света

Как-то очень быстро отечественный бизнес, особенно эспорто- импортоориентированный, привык к хорошему. И вместо того, чтобы обратить свои взоры со словами благодарности к тем, кто это хорошо сделал и делает (ну, как сделал и делает, как минимум говорит, что сделал и делает), этот экспорто-импортоориентированный бизнес следит только за криминальной хроникой, где, как и на чём поймали очередного таможенника, да и разборки контрабандистов не оставляет без внимания.

Про плохое писать не стану, потому как все топы криминальных сводок и происшествий, которые таможня последние лет десять упорно отказывается покидать, говорят сами за себя. Напишу про хорошее, только про хорошее. А хорошего есть много, да и вообще всё, что делает ФТС в последнее время, направлено исключительно на хорошее и даже иногда на поддержку интересов российского бизнеса. Ну, пусть не всё, но что-то таможня хочет направить.

Очень-очень безопасные

Во-первых, это безопасность таможенных процедур. Да что там, надо писать как есть: безопасность таможенных процедур стала ещё безопаснее. Лет пять назад таможня сказала бизнесу:

– Давайте нам информацию пораньше, до прибытия товара на таможенную территорию, и всё у вас будет хорошо и даже, наверное, быстро. Ну, или не будет.

– Да не вопрос, – ответил бизнес и стал предоставлять информацию за два часа до прибытия товара.

Таможне это понравилась, и она сделала это процедуру обязательной. Сначала для автомобильного транспорта, а потом и для железнодорожного, на очереди – авиа и море.

Для начала ФТС стала по-другому считать время прохождения таможенных операций. Вот раньше, лет десять назад, как жил экспортёр и импортёр? Правильно, плохо жил, в неизвестности жил. Ну, как в неизвестности, скажем, очень и очень приблизительно понимал, когда его товар придёт на его же склад – в первой или во второй половине дня. А вот сегодня, когда ФТС научилась всё до минуты считать (например, время таможенных операций в пункте пропуска), как стал жить импортёр? Импортёр стал жить по-другому, веселее стал жить импортёр. Теперь у импортёра есть возможность, точно знать, когда его груз точно не придёт на его склад, хотя в целом методика прогноза прибытия груза осталась на том же методическом уровне – «первая или вторая половина дня».

И виноват в такой ситуации, как вы понимаете, естественно сам импортёр. Забегая вперёд, стоит отметить, что импортёр в принципе во всём и всегда сам виноват – начиная с решения что-то импортировать. Так вот, я тоже разделяю непонимание ФТС, причём целиком и полностью разделяю.

После того, как ФТС научилась на уровне минут считать время таможенных операций в пункте пропуска, после того, как импортёр стал знать, сколько минут в среднем таможня тратит на оформление товарной партии, которая не является рисковой, и после того, как импортёр стал знать, что, если в пункте пропуска товарная партия не признана рисковой, то это ещё не означает, что и в таможне она останется такой же не рисковой, что ещё не нравится импортёру? Что общая ситуация с импортом кардинально не меняется? Так тут не дело импортёра: импортируешь свой товар, вот и импортируй, а в ситуацию с импортом в целом не лезь. Да, очевидно же, что слушать надо глазами, а не как всегда. И это моё мнение, никак не связанное с рейтингами Всемирного банка.

Про стоимость операций – в смысле, во что это обходится импортёру – тот тут немного проще. ФТС-то свои операции просчитать толком не может, а вот чужие – легко: что перевозчиков, что стивидоров, что таможенных представителей. Так что, господа предприниматели, не надо много зарабатывать.

Электронное декларирование закрепило успех в части создания условий безопасности таможенных процедур. Хотя здесь есть маленький нюанс, который пока никак не объяснить. Почему при таком титаническом объёме выполненных работ и улучшений весь свет VIP-контрабанды сидит в московских СИЗО? И надо заметить, сидит не за попытки контрабанды, а за конкретные случаи контрабанды товаров, ввезённых с предварительным информированием, электронным декларирование и уникальной СУР.

Сейчас СКР разбирается во всём этом, но похоже, что тут без аномального воздействия не обошлось. Почему аномального? Да потому что с ноября прошлого года по сегодняшний день не названа ни одна фамилия таможенного чиновника причастного к контрабанде. Получается, что ни предварительное информирование, ни электронное декларирование, ни СУР как по отдельности, так и все вместе подвести не могли. Выходит, только потусторонние силы могли «перетащить» через таможню товары на миллиарды.

Полная свобода выбора

Во-вторых, это свобода выбора оформления. То есть свободный выбор участником ВЭД того, где ему оформляться, стал ещё свободнее.

Импортёр, он же, как дите малое, товар купил и повёз, а куда ему ехать, как, где и через кого оформлять, ему-то откуда знать. Вот и бегает он как ошпаренный вдоль границы ТС в поисках, где и как оформиться. И вот тут, в эту непростую для него минуту, на помощь приходит таможня.

Чтобы импортёр не путался и не терялся в многообразии выбора таможенных постов для оформления товара, ФТС это делает за него. Ну, а так как импортёров много и на всех времени не хватает, то тут ФТС, и это надо отдельно отметить, внедряет передовые технологии администрирования. В данном случае ФТС оставляет на самую большую в ФТС таможню один ЦЭД (таможенный пост), уполномоченный не только принимать декларации на товары, но и выпускать товар.

Вот что опять не так? Чем на этот раз ФТС не угодила ненасытному импортёру? И опять я разделяю непонимание ФТС. Чем, например, не устраивает участника ВЭД то, что ФТС в зоне деятельности Балтийской таможни оставляет один единственный ЦЭД (Бронка), уполномоченный принимать декларации? Ну, всё же делается для удобства, а самое главное – для экономии средств участника ВЭД.

Какие аргументы в данном случае выдвигает бизнес? Смешные аргументы. Вот, к примеру, бизнес говорит, что это решение по ЦЭД Бронка ФТС – необоснованное и непросчитанное. Во-первых, ФТС не обязано что-то бизнесу обосновывать. Во-вторых, насчёт расчётов: ФТС никогда ничего не просчитывало и данный случай не тот вариант, чтобы начинать просчитывать. Начнём работать, а там жизнь покажет, как говорится.

Или вот ещё: работа ЦЭД ещё не началась, а некие посредники от таможни уже обозначили ставки за «вход» на ЦЭД. Что опять не нравится бизнесу? Во-первых, это традиция, а как показывает опыт, таможня умеет чтить традиции. Во-вторых, сейчас всем не просто, надо потерпеть.

В общем, с какой стороны ФТС не пытается подойти к улучшению таможенного администрирования, бизнес всем не доволен.

Просто и понятно

В-третьих, это прозрачность и предсказуемость операций. Тут вообще дошло до идеала – прозрачные и предсказуемые таможенные процедуры становятся ещё прозрачнее и предсказуемей. Доведя СУР до совершенства, ФТС сделала прохождение таможенных формальностей предсказуемой до предела, да и за пределом – тоже.

Понимая, что участник ВЭД, сам никогда не сможет определиться с таможенной стоимостью, то есть с той стоимостью, по которой он купил этот товар (то он забыл, то он документы потерял, то еще что-то), ФТС в рамках СУР разработала и покрыла практически всю товарную номенклатуру «стоимостными профилями рисков».

Для чего это сделано? План выполнять? А вот и нет, всё это сделано для того, чтобы участнику ВЭД было легко и просто оформлять товары – со стоимостью, установленной таможней: ты по ней подался, ты молодец, и за считанные часы ты оформился, и за считанные минуты уехал с таможни к себе на склад. Ну, а если ты помнишь, по какой стоимости купил товар и у тебя на этот случай даже есть нужные подтверждающие документы, и твоя стоимость не совпадает со стоимостью таможни, то прости, друг, ничего личного, сиди и жди, можешь даже покурить в специально отведённом для этого месте, потому как это надолго.

Слабые и нервные участники ВЭД побежали по судам, смелые пошли договариваться с таможней, хитрые переориентировали потоки на другие страны ТС. И, главное, бегает участник ВЭД недовольный и ругает таможню, ругает как раз за заботу таможни о нём, об участнике ВЭД. И опять я с таможней соглашусь, всё же просто и очевидно: есть стоимость, установленная таможней, оформляйся, что не так, что не устраивает? Нет же, не устраивает, не доволен. Ну, тогда иди и договаривайся с таможней. Я же правильно говорю, господа из ФТС? И вообще, если не можешь договориться с таможней, зачем тогда вообще занимаешься внешнеэкономической деятельностью?

Вот и получается, что ФТС сделала всё и даже чуть-чуть больше, чем всё, чтобы таможенное администрирование стало прозрачнее, предсказуемей и безопаснее. И вина таможни, что участник ВЭД никак не может угадать и предсказать действия таможенных органов?

Да, медленно оно таким становится, поэтому пока невооруженным взглядом это незаметно. Но что очевидно заметно, так это то, что весь цвет контрабанды, как минимум Северо-Запада, а это костяк российской контрабанды, сидит либо в СИЗО, либо в бегах –  и попал он в это неловкое положение как-то без участия таможни, всё больше по воле ФСБ. Неужели конкуренция?

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы