Общество

Тайны королевского замка: успеть ради футбольных фанатов

В Калининграде приняли решение восстановить главную достопримечательность довоенного Кёнигсберга. Мы разбирались, кто и что за этим стоит.

В Калининграде ломают копья по поводу восстановления из небытия Королевского замка. Впрочем, «из небытия» - это не совсем корректно. Замок Кёнигсберг (так он называется официально), построенный в 1255 году королем Богемии Оттокаром II Пржемыслом, был сильно разрушен во время штурма города Красной армией в апреле 1945 года, а затем окончательно снесен в конце 1960-х. При этом, спустя два десятилетия после сноса, он неожиданно возродился в названиях продуктов и организаций, в красочных магнитиках и других сувенирах, в огромных черно-белых фотографиях, которыми были увешаны остановки и подземные переходы постсоветского Калининграда. Как будто, никуда и не уходил, оставаясь наряду с Кафедральным собором (восстановленным в 90-е годы) главным символом города. Параллельно, на протяжении последних лет, в Калининграде шла то затухающая, то обостряющаяся дискуссия по поводу того, нужен городу восстановленный замок или нет. Сегодня дискуссия продолжается, но, похоже, уже принято принципиальное политическое решение, что замок будет восстановлен. Не весь, а лишь два, наиболее интересные с исторической и архитектурной точки зрения флигеля – западный и восточный (в замковой архитектуре флигель – это не пристройка к чему-то главному, а самостоятельное крупное здание – прим. авт.).

С чего все начиналось

Несколько лет назад при поддержке губернатора Николая Цуканова и областного бюджета в Калининграде было создано бюро «Сердце города». Главная функция новой организации – сформировать концепцию застройки и развития в целом исторического центра города. Дело в том, что сегодняшний центр Калининграда – с площадью Победы, Северным вокзалом и храмом Христа Спасителя с золотыми куполами - находится не там, где располагался центр Кёнигсберга. Последний находился на пару километров южнее, возле берега реки Преголи и был практически полностью уничтожен в августе 1944 года в результате британских бомбардировок. Вплоть до 70-х годов на месте, где до войны змеились узкие улочки средневекового города, было выровненное грейдерами огромное поле, на котором то тут, то там, торчали редкие сохранившиеся здания и огрызки руин. Потом большую часть этого поля застроили панельными хрущевками, разбили несколько широких улиц, а самый центр, там где стояли впечатляющие руины замка и Кафедрального собора, оставили практически нетронутыми. Чуть позже, когда замок снесли окончательно, вблизи того места, где он был, начали возводить главный долгострой Калининграда – огромный и железобетонный Дом Советов, прозванный в народе «монстром». До развала Союза Дом Советов достроить не успели, а после развала, разумеется, и вовсе бросили это неблагодарное дело. «Монстр» несколько раз менял собственников, что на судьбе его никак не отразилось. Уже многие годы он стоит в самом центре города, окруженный забором, и, казалось бы, всеми забытый. Хотя это не так. В Доме Советов устраивают нелегальные экскурсии для немецких и московских туристов, а экстремалы любят прыгать с помощью разных аппаратов с крыши «монстра» на остров Канта. Причем высшим пилотажем считается перемахнуть через северный рукав Преголи и приземлиться прямо возле стен Кафедрального собора, напротив могилы великого немецкого философа Иммануила Канта.

Иначе в 90-е годы сложилась жизнь Королевского замка. На деньги немецкого журнала Spiegel на его месте начались археологические раскопки. Искали, разумеется, Янтарную комнату (во время войны она находилась именно в замке Кёнигсберга, а весной 45-го бесследно исчезла). Понятное дело, что комнату не нашли, зато открыли подвалы замка и сделали там некое подобие музейного комплекса. Впрочем, разочаровавшись безуспешными поисками Янтарной комнаты и разругавшись с калининградскими бюрократами, немцы платить перестали, а у Калининградского историко-художественного музея денег на содержание объекта не было. В итоге подвалы замка оказались фактически бесхозными, их постоянно затапливало, и у многих возникала мысль, что лучше бы их вообще не вскрывали – целее бы были. В таком неприглядном виде все это просуществовало до мая 2016 года. В этом месяце вокруг раскопок замка поставили новый забор, и было объявлено о новом этапе археологических раскопок, которые должны начаться в июле. На этот раз активность связана с будущим восстановлением замка.

Борьба проектов

За последние годы бюро «Сердце города» успело провести два международных конкурса. Первый – «Королевская гора и ее окружение» - касался общей градостроительной концепции исторического центра (его выиграло питерское архитектурное бюро «Студия 44» Никиты Явейна). Второй конкурс, который завершился осенью прошлого года, носил название «Пост-замок» и был призван дать конкретный ответ на вопрос, что должно стоять на месте замка. А стоять, как выяснилось, могли самые разные вещи и совершенно не обязательно Королевский замок в своем довоенном виде. Например, итальянцы из студии [A+M]² Architects «пост-замок» увидели в огромном светло-коричневом параллелепипеде, поставленном торцом на макушку и так немаленького Дома Советов. Испанские архитекторы Марко Тапиа Лопез и Кармен Фигейрас Лоренцо пошли еще дальше: они предложили не городить огород, а разбить на месте замка сквер, обнажить и законсервировать фундаменты и поставить несколько современных коробок из стекла и пластика. Однако жюри выбрало более консервативные варианты. Второе место занял проект Никиты Явейна, предполагающий практически полное восстановление замка, а «золото» взял молодой архитектор из Милана с калининградскими корнями Антон Сагаль. Его проектное решение предполагает восстановление двух флигелей замка вместе со знаменитой 70-метровой башней с часами, а пространство между восстановленными флигелями должно быть застроено современными зданиями.

zamok1

Однако в конкурсе был еще один важный участник – любимый архитектор губернатора Николая Цуканова, как про него говорят, Артур Сарниц. Именно он несколько лет назад привел в порядок центр города Гусев на востоке Калининградской области (бывшего Гумбиннена), где Цуканов долгое время работал главой района. Разумеется, Сарниц, который славится своей искренней любовью к довоенному Кёнигсбергу, не мог не предложить вариант своего «пост-замка». Королевский замок Сарница практически ничем не отличался от Королевского замка Кёнигсберга – архитектор предложил его восстановить один в один. Мало того, в его проектном решении предполагается восстановление нескольких десятков домов вокруг цитадели, а также снос Дома Советов. Проект Артура Сарница не занял призового места, но получил специальный приз. Прежде всего, за счет того, что стал самым «народным» - он победил с огромным отрывом в интернет-голосовании. И сегодня, когда замок все-таки решили восстанавливать и не за горами «работы в поле» Артур Сарниц по-прежнему претендует на то, чтобы восстановление проходило по его проекту. И, надо сказать, у него есть шансы и немаленькие.

«Замок не должен быть смешным»

Возможно, на восстановление замка в Калининграде решились бы и раньше, но не было денег. Сейчас, как признался губернатор, найден инвестор. Цена вопроса и имя инвестора не раскрываются. Есть лишь неофициальная информация, что финансирование работ готова взять на себя компания из Германии. Что касается сроков, то, как заявил Николай Цуканов, к июню 2018 года, когда в Калининграде пройдут матчи чемпионата мира по футболу, болельщики и туристы должны будут иметь возможность фотографироваться на фоне восстановленного западного флигеля и главной башни. Времени остается мало, но, по словам специалистов, если не вести речь о полном восстановлении флигеля, уложиться можно.

- Дворец Меншикова делали с 1975 по 1985, - говорит известный петербургский реставратор Григорий Михайлов (возможно, именно с ним будет заключен контракт непосредственно не реставрацию). - Эрмитажный театр делали пять лет. Потом, когда пошли заказы от управления делами президента, там шестилетняя программа – готовили объекты то к саммиту, то к другому событию, - работы были построены так, что это делалось все в полтора года. Как успеть? Процитирую Александра Даниловича Меншикова: нужно, во-первых, найти хорошего архитектора, во-вторых, запастись заранее впрок материалами и, в-третьих, постоянно понукать. Если калининградские власти настроятся так же как управление делами президента, то в полтора года можно уложиться.

Григорий Михайлов подчеркнул, что речь идет исключительно о том, чтобы поставить внешний каркас здания, без какого бы то ни было внутреннего наполнения.

zamok2

С тем, что работы по возведению каркаса здания реально выполнить к 2018 году, согласен и бывший главный архитектор Калининграда Александр Башин.

- Подобные примеры были, - рассказывает Башин. - Королевские ворота Кёнигсберга восстановили к 750-летнему юбилею города в 2005 году. Конечно, масштаб не тот, но все зависело от поставленной задачи, а также от тех людей, которые были приглашены к реализации этого проекта. Они, эти люди, были квалифицированные, они были в состоянии сделать реконструкцию объекта и они это сделали. С замком сложнее. От него вообще мало что сохранилось – одни фундаменты и подвалы. Поэтому нужны высококвалифицированные люди. Самый плохой результат -  если объект сделают в спешке, и он будет выглядеть как фанерный. Как диснеевская декорация.

Каким будет восстановленный замок – это сейчас главный вопрос. О том, нужен он или нет, компромисс вроде бы найдет. Социологические опросы показывают, что большинство населения за восстановление, «потому что это история города». В пользу замка высказываются власти и ведущие архитекторы, хотя, справедливости ради, нужно сказать, что не все. Например, Юрий Забуга, автор нескольких проектов реставрации немецких кирх в Калининграде и области, считает, что незачем ворошить прошлое. Категорически против выступают, разумеется, т.н. «ультрапатриотические» группы, которые видят в восстановлении Королевского замка виток «ползучей германизации» Калининграда. К счастью, к ним мало кто прислушивается. Поэтому на первом плане – и это постоянно подчеркивается в профессиональном сообществе, - качественное восстановление средневековой цитадели. И многие понимают, что с этим могут быть сложности.

- Очень важно, чтобы восстановлением замка занимались исключительно квалифицированные люди, которые имеют опыт, - отмечает Александр Башин. - К сожалению, у нас часто другая ситуация: те, кто ближе, те и делают.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы