Экономика

Что изменит перевод ФТС в ведение Минфина: мнения экспертов

Таможни и участники ВЭД в России ждут, когда заработает новая единая система администрирования налоговых и неналоговых платежей под руководством министерства финансов. Эксперты расходятся во мнениях относительно серьезности последствий, но и особого вреда не прогнозируют.

Вячеслав Евсеев,  директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного регулирования:

– Представляется, что передача ФТС в ведение Минфина может привести к определенному росту поступлений в бюджет за счет повышения эффективности и интеграции информационных систем. Однако на фоне общего затормаживания темпов развития российской экономики и снижения поступлений от ВЭД, в том числе за счет значительного падения мировых цен на нефть, экономический эффект от слияния вряд ли будет значительным и, скорее всего, серьезным образом не отразится на доходной части бюджета.

С точки зрения влияния на участников ВЭД, хочется надеяться, что объединение информационных систем ФТС и ФНС позволит снизить административные барьеры для них при, например, возврате НДС при экспорте, при определении таможенной стоимости. Важно также, чтобы объединение служб не привело к потерям данных и возникновению различных форс-мажорных обстоятельств, за которые, как обычно, придется расплачиваться компаниям, а не чиновникам.

Галина Донцова, юридический советник международной юридической фирмы Dentons:

– Во многих странах таможенные службы находятся в структуре министерства финансов. В этом есть определенный плюс. Он в том, что в одном ведомстве сосредоточены сборы доходов, и бизнес может надеяться (хотя не факт, что это случится в связи с реформой российской таможенной службы), что будет гораздо меньше претензий со стороны таможенных органов, например, по занижению таможенной стоимости или вопросов по НДС. Дело в том, что таможенная служба взимает ввозные таможенные пошлины, поэтому заинтересована в более высокой таможенной стоимости. А налоговая служба, которая взимает налог на прибыль, может быть заинтересована в меньшей таможенной стоимости, поскольку при меньшей стоимости выше разница между ценой приобретения и ценой продажи и, соответственно, налогооблагаемая база для налога на прибыль.

В целом, таможенные или налоговые барьеры не зависят от того, кем эти барьеры администрируются. От перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Как ни перемешивай полномочия в ведомствах, пока у нас кардинально не изменится законодательство, устранения барьеров, улучшения жизни участникам ВЭД ожидать не следует. А вот заинтересованность таможенных органов в максимальном увеличении таможенной стоимости, надеемся, будет несколько уменьшена в связи с тем, что теперь бюджет собирается в один карман. Раз план, как мы надеемся, будет единым, то теперь будет не важно, откуда поступления придут – от таможенной стоимости или от налога на прибыль.

Сотрудник РАНХиГС при президенте РФ (попросил не называть его имя):

– Передача ФТС в ведение Минфина – это дальнейший процесс оптимизации, объединение налогового администрирования с таможенным. То есть происходит определенная унификация подходов в автоматизации процессов. Я считаю, это позитивный шаг.

В связи с этим усилится государственная надзорная функция в отношении поведения участников ВЭД, потому что за отсутствием этого единого подхода, методологии, единых систем многие уходили от уплаты налогов, таможенных платежей. Но говорить об ужесточении контроля нельзя.

Как роды происходят через девять месяцев, так и здесь step-by-step идет развитие и усовершенствование налогового и таможенного администрирования. Они раньше существовали как бы сами по себе, а сейчас это будет единый подход. Возможно, в дальнейшем даже  произойдет объединение каких-нибудь служб.

Марат Файзулин, адвокат, бывший заместитель главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы:

– Я думаю, что для участников ВЭД реформа не имеет никакого значения. Дело в том, что это чисто организационное решение вопроса. Не знаю, на каких основаниях было принято такое решение, но оно соответствует стандартам, которые присутствуют в других странах. Принципиально никаких изменений не должно произойти в работе Федеральной таможенной службы.

Раньше ФТС подчинялось министерству экономического развития, поскольку таможенные органы решают вопросы не только и не столько формирования бюджета, сколько способствуют развитию внешнеэкономической деятельности путем упрощения процедур таможенного оформления, применения мер, стимулирующих развитие производства внутри страны, изменения тарифных мер регулирования (это разрешительная система, сертификационная система). И всё это к Минфину относится в меньшей степени. Минфин на самом деле отказывался от функции курирования деятельности ФТС, чтобы не отвечать за собираемость таможенных платежей и за формирование бюджета.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы