Главный оператор транспортного сообщения с Крымом рассказал о своём новом проекте
Организатор сообщения с Крымом через Керченскую паромную переправу АНО "Единая транспортная дирекция" (ЕТД) запускает новый транспортный проект Skybus. На этот раз в Сочи. Директор департамента логистики ЕТД Демид Костерев, рассказал, что это за "небесный автобус" и какие еще проекты задумали в дирекции.
Проект Skybus стартует с начала декабря. Что это будет?
Единая транспортная дирекция силами дочерней организации с 3 декабря на сайте skybus.me начинает продажу билетов на маршрут из аэропорта города Сочи в горнолыжные курорты, расположенные в Красной поляне. С 15 декабря будет запущен сам маршрут, и тогда уже откроется дополнительная продажа билетов непосредственно на территории аэропорта Сочи. Skybus будет работать по принципу аэроэкспресса. Это принцип многих аэропортов мира, когда можно добраться из аэропорта на экспрессе в определенную точку.
На нашем маршруте будут задействованы новые экологически чистые автобусы, работающие на метане. Их вместимость – по 46 мест. Эти автобусы участвовали в транспортном обеспечении Крымского федерального округа в рамках проекта «единый» билет и Формулы-1, которая недавно проходила в Сочи. На первом этапе будут работать шесть автобусов, что позволит делать отправление раз в час из аэропорта и так же из Красной поляны. Автобусные маршруты подстроены под рейсы авиакомпаний, которые прилетают в Сочи. Работа будет некруглосуточной – в течение дня с 9 утра до 10 вечера, а в течение ночи будет четыре рейса – под конкретные рейсы самолетов.
В данный момент из аэропорта до Красной поляны можно добраться на такси, что не каждому по карману. Можно добраться на электричке «Ласточка», но в данный момент происходит всего два отправления в сутки, чего, конечно, мало. Ну и городским общественным транспортом можно – автобусами городского типа. Там не очень удобно размещать свой багаж, ведь многие едут со своим инвентарем, с чемоданами . Конечно, цена на Skybus выше, чем на городской автобус, но здесь пассажир едет на мягком сиденье, а в багажные отсеки убраны вещи.
Цена билета будет 400 рублей для взрослого, 200 рублей – для ребенка до 12 лет и до двух лет – бесплатно. Пока никаких льгот не предусмотрено. Это коммерческий проект, но я уверен, что мы в ближайшее время введем и льготы, и скидки для групп, семейный билет. Мы посматриваем на «старшего брата» - «Аэроэкспресс»: они это уже ввели, и мы тоже думаем, что это правильно.
Skybus – это собственный проект ЕТД, или это часть мер по развитию транспортной инфраструктуры Краснодарского края?
В данный момент Единая транспортная дирекция - это та организация, которая обеспечила транспортное обслуживание Олимпийских игр. Сочи мы знаем прекрасно, знаем и проблемы, и преимущества этого города, поэтому мы решили стартовать с этим проектом в Сочи.
Мы получаем интересный опыт и реализуем государственную задачу по перевозкам по «единому» билету с железнодорожного вокзала Анапы и железнодорожный вокзала Краснодара в города Крымского федерального округа. Это наша государственная задача, которую мы выполняем и собираемся выполнять в последующие годы до постройки моста. Но, получив этот опыт, мы подумали: наверное, такая потребность есть и в других местах. Посмотрев рынок, посмотрев перевозки, посмотрев, естественно, мировой опыт, наш, российский, опыт, мы поняли, что нет такой услуги в Сочи. Она 100% востребована, поэтому мы приняли такое решение, что это будет наш первый такой проект. Проект реализуется подведомственной организацией, (где Единая транспортная дирекция учредитель), которая как раз и занимается коммерческой деятельностью, у нее схожее название – Автомобильная дирекция.
Вы собираетесь расширять этот проект?
Первое, что напрашивается на ум, это увеличение количества маршрутов в Сочи. Понятный заранее маршрут – это аэропорт Сочи-Имеретинка. Это короткий маршрут, но мы уверены, что он будет круглогодично востребован в отличие от маршрута в Красную поляну, который в летний сезон, как мы предполагаем, не очень будет востребован. Еще можно говорить о маршруте из аэропорта в самом город Сочи до железнодорожного вокзала. Мы сейчас как раз проводим мониторинг пассажиропотока, общаемся активно с самим аэропортом. Возможно, это будет наш второй этап проекта Skybus. Маршрут будет проходить к центру города, возможно, с какими-то остановками. Естественно, город обеспечивает транспортную доступность аэропорта, но это всё равно не экспресс. И пока ты доедешь до Сочи, тебя ждут порядка двадцати остановок с заездом в населенные пункты Хоста, Мацеста, Кудепста. Естественно, пока этот маршрут занимает достаточно большое время. А экспресс будет прямым из аэропорта в центр города.
А если говорить о развитии проекта на другие регионы?
Есть на этот счет мысли. Естественно, получив опыт по Сочи, мы поймем востребованность таких перевозок, ценовую составляющую – сколько пассажир будет готов тратить на это денег. Параллельно мы обсуждаем совместную реализацию таких проектов с авиакомпаниями. В аэропорты крупных городов в других регионах люди приезжают из соседних населенных пунктов. В большинстве своем они приезжают железнодорожным транспортом, некоторые – автотранспортом или на автомобиле. Но дальше, на протяжении этого пути – от автовокзала или железнодорожного вокзала до аэропорта – пассажир зачастую предоставлен сам себе. В планах - сделать некую единую перевозку, которая бы включала железнодорожную составляющую, автобусную составляющую (от железнодорожного вокзала до аэропорта) и сам авиабилет. Во всяком случае, пока это всё у нас находится на уровне проработок. Пока не могу сказать, каким будет первый регион, и будет ли он вообще. Но мысли такие есть.
Как долго вы прорабатывали Skybus?
От момента задумки до реализации прошло около двух месяцев. А это быстро. Могу сказать, что мы транспортники с достаточно большим опытом. И мы как учредители активно подсказываем нашей дочерней организации, куда ей идти, куда бежать и как что делать.
ЕТД сейчас базируется в Анапе, но удобно ли отсюда контролировать движение в Крым?
Сообщение по Единому билету в города Крыма происходит из Анапы и Краснодара. Самый большой пассажиропоток идет через железнодорожный вокзал Анапы. Контролировать эту перевозку из этого же города вполне логично. Но перед нами ставится задача не только по перевозке пассажиров по Единому билету, но и ряд других задач по транспортному обеспечению Крымского федерального округа.
Единая транспортная дирекция с марта 2014 года – с момента референдума в Крыму – и до декабря 2014 года, согласно решению Правительства Российской Федерации, обеспечивала деятельность Керченской паромной переправы. С момента её, скажем так, становления с нескольких небольших паромов, которые ходили, когда Крым был ещё частью Украины, до постановки на линию до десяти паромов, в том числе паромов большой вместимости, которые обеспечивают на данный момент всё транспортное сообщение материковой части России с Крымским полуостровом.
Позже Правительством РФ было принято решение о том, что за жизнедеятельность Керченской паромной переправы будет отвечать Совет министров республики Крым.
Какие еще функции у ЕТД сейчас появятся в Крыму, помимо обеспечения перевозок по Единому билету?
В настоящее время дирекция активно работает с Минтрансом Республики Крым и Минтрансом России по выработке направлений нашей деятельности в Крыму, но окончательно перечень задач еще не определен. Но мы уже сейчас понимаем, что у нас есть человеческие ресурсы и это наша главная ценность: у нас действительно хорошие кадры. И у нас есть, я считаю, значительный опыт решения нестандартных задач. Это всё идет ещё и со времен Олимпиады и Керченской паромной переправы.
В принципе, куда ни посмотреть, в большинстве направлении транспортной сферы Крыма, есть чем заниматься. Это и автоматизация любых транспортных процессов, это система оплаты проезда, это комплексная схема организации дорожного движения, автоматизированная система управления дорожным движением, это координация общетранспортных проектов между республикой Крым и городом федерального значения Севастополь. Такие же примеры есть по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Москве и Московской области.
Вы заговорили про петербургский опыт. Я правильно понимаю, что вы работали в Петербурге? Как вы из Петербурга попали на юг в ЕТД?
Сначала я пришел работать в Транспортную дирекцию Олимпийских игр, которая после проведения Игр сменила название и стала Единой транспортной дирекцией. Это было за два года до начала Олимпиады. Транспортная дирекция Олимпийских игр созывала специалистов со всей России в области автомобильного транспорта, в области дорожного хозяйства, авиации, моря, даже в сфере гостиничного бизнеса. Большинство коллектива было из разных субъектов.
Можете уже подвести итоги работы ЕТД за 2015 год?
Одной из основных задач была перевозка по Единому проездному билету, было перевезено более 350 тысяч человек, из них порядка 20 тысяч детей в составе организованных групп. А в автомобильном транспорте это считается самой сложной перевозкой. К ней предъявляют очень высокие требования по безопасности, по режиму перевозки: например, нельзя перевозить детей ночью и т.д. Это очень сложная перевозка, которая прошла вполне успешно.
В этом году мы завершили строительство и передали текущему оператору Керченской паромной переправы – Морской дирекции, которую мы учредили – пять основных крупных транспортных объектов. Это перехватывающие парковки на переправе, пассажирские терминалы, залы отдыха, залы ожидания и другое.
Также есть ещё ряд задач, связанных с транспортным обеспечением граждан.
Как таинственно. Может, у вас ещё есть проекты, которые Крыма не касаются?
Да, есть ряд транспортных задач по тому же Сочи, которые определены администрацией Краснодарского края. В данный момент, разобравшись с этими проблемами: мы понимаем пути их решения, они очень разносторонние, связаны со всеми видами транспорта. Мы предложили пути решения и готовность решить те проблемы, что находятся в рамках наших полномочий. При положительном решении властей, думаю, что в следующем году мы активно потрудимся и на город Сочи.
То есть вы будете заниматься транспортными проектами и в Крыму и в Сочи? Вас не пугает территориальная удаленность?
Крымский федеральный округ и Сочи недалеко друг от друга, а с современными средствами коммуникации расстояние не имеет значения, тем более существует прямой авиасообщение.
Кстати, авиасообщением с Крымом не будете заниматься?
Единая транспортная дирекция готова реализовывать любые транспортные проекты в соответствии с поручениями Правительства РФ и Минтранса России.