Свое мнение

Медведев и немцы

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев ответил на вопросы немецких корреспондентов

Медведев и немцыУтро сегодня  у премьер-министра  Дмитрия Медведева выдалось насыщенным. Еще не остывший после Давосского форума, Дмитрий Анатольевич снова попал в зону внимания иностранных СМИ. На этот раз "допрос" проводили корреспонденты экономического издания - немецкой газеты "Хандельсблатт". Премьер-министр в очередной раз попытался донести до западного читателя мысль о том, что  целью России не является государственный капитализм и государственная экономика... И, конечно, не возрождение СССР...

Отдав себя в распоряжение журналистов, Дмитрий Медведев испытал, наверное, не самые приятные моменты в своей жизни, поскольку разговор зашел о мнимом охлаждении отношений России с Германией, "президентских планах Медведева", проблемах сырьевой зависимости, налогах, оздоровлении финансового сектора,  и многом другом. Впрочем, набор тем и вопросов всем уже достаточно хорошо известен. Разница оказывается лишь в том, кто, кому, как и когда их задает. И, еще, наверное, "допрашиваемым" сложно не свалиться в излишний креатив при ответе, чтобы, не дай бог, не появилось чего нового в наезженной колее.

Кого сумели задавить

Первые вопросы, как водится, не слишком экономически и политически сложные, тем не менее, положили в копилку выражений Медведева новый слиток...Рассказывая о планах председательства России в  «Группе двадцати», и о том, что в следующем году она станет председателем «Группы восьми», Дмитрий Анатольевич, используя привычную риторику о максимальной ответственности, рассказал о восьми приоритетных пунктах, которые потом должны будут войти в  так называемый Санкт-Петербургский план. При этом самым главным аспектом он назвал проблемы роста экономик и способствование увеличению темпов роста, с одной стороны, и проблемы уменьшения количества безработных – с другой стороны."Пора заканчивать бесплодную дискуссию о том, что важнее для мировой экономики – рост самой экономики или бюджетная консолидация. Должно быть и то, и другое", - сказал Медведев.

Не обошлось и без сравнений, тем более, что Россия сегодня все же  находится в той ситуации, когда сравнения идут в ее пользу. 

"Если говорить о России, у нас темпы роста в прошлом году были 3,5% – на наш взгляд, это не очень много, но, в общем, более или менее прилично. Если говорить о темпах роста в Европе или Германии, вы сами знаете, что здесь есть проблемы, особенно в целом ряде государств еврозоны, Евросоюза. Поэтому рост остаётся важнейшим экономическим показателем, позволяющим надеяться на выход мировой экономики из режима стагнации и кризиса. Безработица тоже, безусловно, очень серьёзная проблема. Надо признать, что, к сожалению, во многих государствах темпы или уровень безработицы сохраняются на очень высоких цифрах, поэтому принятие мер по созданию новых рабочих мест, обеспечению занятости остаётся международным приоритетом", - сказал Дмитрий Медведев.

И в этом-то  скользком месте его занесло, как раз на безработице: "У нас в России безработица, к счастью, не очень большая, мы сумели её задавить, хотя в 2008–2009 годах ситуация была очень тревожная. Сейчас у нас безработица порядка 5%, но мы знаем целый ряд государств, в том числе в Европейском союзе, где уровень безработицы критический".

Напряженное удовлетворение

Все-таки, насколько велик и могуч русский язык, можно ощутить не только при прочтении классики. Достаточно и политиков послушать, бывает. Вот что бы читатель сказал о "напряженном удовлетворении"? Оказывается, в подобных выражениях можно говорить о состоянии еврозоны...Но, с оптимизмом смотря на будущее еврозоны, веря в нее и поддерживая, Дмитрий Медведев, тем не менее, отказался покупать бонды разных европейских стран. Видимо, засомневался в полномочиях журналиста-коробейника. Тем более, что и миссия-то у России совершенно другая, по словам премьера:"У нас другая миссия: у нас 42% запасов в евро, и мы могли бы их скинуть и поменять на ценные бумаги, номинированные в другой валюте. Наши запасы в целом – свыше 500 млрд долларов, это приличные деньги, так что это уже часть деления рисков". Вообще-то, похоже на небольшой шантаж, не находите?

Сложная задачка для Обамы

Неспешными шагами подбираясь в интервью  к акту Магнитского, немецким журналистам задали экономическую задачку, предназначенную для президента США. Задано: с одной стороны,  американская экономика смотрится сейчас лучше, чем экономика Евросоюза, но с другой стороны  имеет колоссальный бюджетный дефицит, который продолжает расти, имеемые противоречия в Конгрессе между республиканцами и демократами, безработица. Чтобы верно решить задачу с подобными условиями, применительно к банковскому сектору, Обаме, по мнению Медведева нужно учитывать тот фактор, что, когда доллар в 2008-2009 годах "совсем нагнулся и начались разговоры  о крахе долларовой системы, евро выполнял стабилизирующую функцию"... "Именно поэтому мы считаем, что мировая экономика, которая базируется на нескольких резервных валютах, лучше, чем мировая экономика, которая базируется на одной резервной валюте, и именно поэтому мы считаем, что евро, конечно, должен сохраниться. А ещё лучше, если этих валют будет больше. Я считаю, что юань потенциально способен претендовать на эту роль....И рубль тоже...",- отметил Медведев.

Американцы виноваты

На прямой вопрос журналистов об ухудшении отношений с США, Медведев в полном соответствии с опытом пионерского босоного детства ответил, что они сами виноваты.

И как в этом месте без Магнитского: "Давайте смотреть правде в глаза: я предупреждал Барака Обаму, что принятие «Акта Магнитского» даже вкупе с отменой поправки Джексона–Вэника будет иметь крайне негативное влияние на наши отношения. Давайте подумаем, что произошло? Каждая страна имеет право пускать или не пускать кого-то на свою территорию, это нормально, причём без объяснения причин. И мы так делаем, и американцы так делают, и Германия так делает. Каждая страна имеет право проводить расследование в отношении своих граждан или иностранцев. Но здесь сделано другое – принят некий список, который, по сути, носит публичный характер, в котором люди, в отношении которых нет ни обвинительного приговора, ни каких-либо других решений, объявляются преступниками только потому, что так показалось правильным Конгрессу Соединённых Штатов Америки. Это плохая история, нам пришлось ответить на это и принять свой список, принять решение в отношении тех лиц, которые, по нашему мнению, нарушали права и законные интересы российских граждан или других граждан. Это, конечно, создало такую неприятную эмоциональную волну, но ничего фатального-то не произошло, мы продолжаем сотрудничать по всем направлениям, по которым и раньше сотрудничали. И если говорить о сотрудничестве в международных делах, так я считаю, что у нас вообще всё неплохо – та же самая «двадцатка»... Я считаю, что с американцами у нас не так хорошо обстоят дела в экономическом сотрудничестве. Давайте сравним наше сотрудничество с Германией и Америкой. У нас полноценное экономическое партнёрство с Германией, а с Америкой достаточно ограниченный товарооборот и не такое большое количество проектов, несмотря на то, что Америка – крупнейшая экономическая держава."  Заратустра отдыхает....

Чего не боится Россия 

Оказывается, ничего она не боится...  Даже шельфового американского газа. Пусть американцы занимаются своим шельфовым газом. Ещё неизвестно, что из этого всего получится, потому что здесь есть и проблемы стоимости газа, хотя, действительно, это перспективное направление, и экологические проблемы, отметил премьер-министр России…

Тем не менее, он вполне осознает уязвимость сырьевой экономики и необходимость ее диверсификации. Хотя,  по мнению немецких журналистов, Россия уже 10 лет об этом говорит. На что Медведев парировал: "Она это не только говорит, Россия это делает. У нас сейчас меньше 50% наших доходов складывается из сырьевых источников. Значит, всё-таки есть что-то другое, а именно внутренний рынок, который даёт уже довольно серьёзный импульс к развитию. Раньше он был маленький, сейчас покупательная способность людей выросла, поэтому здесь есть ресурс роста. У нас растущее сельское хозяйство, которое может превратиться просто в одну из доминирующих отраслей. Мы занимаемся созданием высокотехнологичных отраслей – пока, конечно, не так быстро это идёт, но в целом у нас неплохой образовательный уровень. Поэтому я считаю, что мы вполне способны преодолеть эту зависимость. Но этого не сделать ни за два года, ни за три года, ни за пять лет. Советский Союз подсел когда-то на нефтяную иглу – это же не мы создали нефтяную экономику, это Советский Союз сделал".

Решения принимает только Путин

Как обстоят отношения между Правительством и Президентом? Если читать прессу, то решения, говорят, всё равно принимает только Путин, обострили интервью немецкие журналисты…

Но стреляного воробья на мякине не проведешь. Особенно из поколения, воспитанного на классике. По смыслу ответ Медведева был близок к совету профессора Преображенского из  "Собачьего сердца", романа  Михаила Булгакова: "Не читайте до обеда советских газет..."

Судите сами: "Можно верить всему тому, что пишут в газетах? Наверное, нет, как вообще нельзя верить всему тому, что пишут. Ситуация очень простая на самом деле, если не заниматься конспирологией. Невозможно – я работал Президентом, – чтобы Президент принимал все решения. Я привожу такой пример. Я каждый день подписываю порядка 50 документов, каждый из этих документов создаёт миллиардные последствия: это документы прямого действия, причём это правительственные документы. Президент таких не подписывает: Президент законы подписывает. Вы что думаете, я по этим документам кому-то звоню или консультируюсь? Я подписываю их и несу прямую ответственность за них. Некоторые из них оспариваются в суде, поэтому всё это очень условные, очень странные разговоры. Но по Конституции, конечно, ключевые решения по стратегии, по вопросам внешней политики, войны и мира принимает Президент. Это нормально, Конституцию у нас никто не отменял. У Правительства огромное количество своих проблем"...

Чем Путин занимается в одиночестве?

Не надо гадать. Дмитрий Медведев сказал об этом предельно честно и откровенно. Внешней политикой. Вот так:  "У Президента очень много функций, которые он выполняет единолично. Это действительно внешняя политика, функции Верховного Главнокомандующего, армия, полиция, безопасность. Всем этим Президент занимается в одиночестве".

Не олимпийский вид борьбы

А вот борьбой Медведев и Путин занимаются вместе. Сугубо национальным видом спорта, который не является пока олимпийской дисциплиной - борьбой с коррупцией.

"Борьба с коррупцией – это общее дело, потому что средства борьбы с коррупцией есть правоохранительные, есть экономические. Если говорить о полицейской борьбе, то это, конечно, в большей степени дело Президента, потому что он руководит деятельностью МВД. Хотя в общем министерство входит в состав Правительства. Но целый ряд мер носит экономический характер. Мы сейчас активно обсуждаем в Государственной Думе закон о государственной контрактной системе, который в том числе направлен на то, чтобы минимизировать коррупционные риски. Это сугубо экономический вопрос, но в то же время он связан …с противодействием коррупции, с нашим желанием сделать всё это более прозрачным, уйти от конструкций, которые позволяют зарабатывать на этом незаконные средства. Поэтому это совместная деятельность. У Президента свои полномочия в этой сфере, у Правительства свои полномочия, но только такой подход может дать результаты",-  сказал Дмитрий Медведев.

Депардье всех стран, объединяйтесь!

"Вопрос: К вам сейчас пришёл новый гражданин, господин Депардье.

Д.Медведев: Это не ко мне пришёл." 

Оказывается, несмотря на то, что господин Депардье пришел не к Медведеву, Дмитрий Анатольевич считает его симпатичным человеком, хотя и с некоторыми странностями, видимо. Артистом, одним словом.... Но предоставление гражданства таким способом, скорее, является исключением из правил. Хотя, не только и не столько в России были бы рады "богатеньким Буратино" или "Распутиным", бегущим от налогов, сколько высококвалифицированным специалистам. Но это следует числить по ведомству Кракена или других мифических тварей...Свои-то высококлассные спецы не жируют от получаемых  зарплат...Зато, как считает Медведев, у нас одна из лучших в мире систем налогообложения, которая в свое время позволила вытащить зарплату из конвертов. Вспоминается: "Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа..."

 "Если кто-то вдохновится нашей экономической ситуацией, я не вижу в этом ничего плохого. Мы действительно сознательно держим плоскую шкалу налогообложения не потому, что считаем, что это вечная ситуация. Но для нас было крайне важным чуть больше десяти лет назад вытащить зарплату из конвертов и сделать её «белой». Нам это удалось, у нас сейчас все платят налоги, благо этот налог небольшой – 13%, платят и миллиардеры, и обычные люди", - не сказал Медведев ни слова неправды...

Не плати налоги и спи спокойно, дорогой товарищ...

Вопрос о прогрессивном налогообложении на повестке дня пока не стоит, такой вывод можно сделать из интервью. Так что богатые люди в России могут успокоиться. Ненадолго. Вопрос о прогрессивном налогообложении кажется Дмитрию Медведеву  вопросом  не сегодняшнего дня. Он считает, что государство   может потерять больше, чем приобрести. Иными словами, наша налоговая система в целом остаётся достаточно привлекательной, и Россия  хотела бы  эти преимущества в текущей перспективе сохранить. Хотя, Дмитрий Медведев видит и оценивает социальную опасность от увеличивающейся пропасти между богатыми и бедными. Об этом, кстати, много говорили на завершившимся форуме в Давосе. Меры, предлагаемые к реализации в России, конечно, однобокие и сомнительные. Вопросов по введению  так называемого налога на роскошь пока больше, чем ответов. Правительство считает, что это, может быть, позволит отбалансировать какие-то социальные интересы. Причем, все прекрасно понимают, что в процесс уже включены силы, которые не позволят сделать принятие этого налога полностью прозрачным и оставят множество лазеек в законодательстве. Мы же помним, в какой стране живем...Но вообще-то, считает Медведев,  эта проблема существует для всех стран, даже для тех стран, где прогрессивная система налогообложения или сверхвысокий налог, типа Франции. Тем не менее разница в доходах между так называемым верхним децилем и нижним децилем по обеспеченности выросла за последние 20 лет  в 30 раз. Это как раз то, о чем говорил не так давно Герман Греф - богатые будут богаче, бедные- еще беднее...

Кто в России помнит про ядерный чемоданчик и где нравится работать Медведеву

Коварные немцы приберегли самые коварные вопросы напоследок. К их числу  относился и вопрос о наличии президентских амбиций у Дмитрия Анатольевича, и вопрос о желании работать с А. Меркель, что в контексте приближающихся в ФРГ выборов звучало, как "Вы окажете ей помощь в предвыборной борьбе?" Кроме того, Медведева пытались "выбить из седла" вопросами: о взаимоотношениях Путина и Меркель, вхождении России в Евросоюз и зону евро, охлаждении отношений между Россией и Германией, о положении дел в Сирии и позиции России по этому вопросу... Но не случилось. Конец интервью получился сумбурным, скомканным.... Медведев "отстрелялся"  быстро.

Что касается его претензий на кресло президента, то тут Медведев скромно переложил всю ответственность за подобную возможность на российский народ, который-де и решает, кому быть, а кому не быть президентом. В этом же смысле он сказал и про Меркель, мол, ему нравится с ней взаимодействовать как с канцлером, но решать-то все равно должен народ ФРГ, дать ли ей "новый срок". Между тем стало ясно, что работа чиновника Дмитрию Анатольевичу нравится. И, чем выше должность, тем больше:" Мне вообще везде нравится работать. Я могу вам сказать, что мне нравилось работать и руководителем Администрации Президента, мне нравилось работать Первым заместителем Председателя Правительства, потому что в каждой работе есть своя специфика – очень и очень интересная. Я могу вам сказать так: конечно, Президент – это высшее должностное лицо, на нём лежит финальная ответственность за всё, что происходит. В этом смысле работа Президента – это самая сложная работа в стране, и я могу об этом судить, как никто другой. Может быть, в нашей стране это понимают всего три человека – это Владимир Путин, ваш покорный слуга и отчасти Михаил Горбачёв, если он ещё не забыл, как был Президентом и что такое ядерный чемоданчик".

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...