Экономика

России нужно переходить от экономики спроса к экономике предложения

В сегодняшних условиях экономика стимулирования производства выглядит более предпочтительной для России, нежели сформировавшаяся модель стимулирования расходов и потребления, считает  ректор РАНХиГС Владимир Мау.

На сегодняшний день РФ проходит  через три ключевых  момента своего экономического развития, когда масштабный кризис глобальной экономики и его последствия негативно отразились  практически на всех странах мира. По мнению В. Мау, следует ожидать, что из этого кризиса мир выйдет не только с новыми моделями регулирования, новыми экономическими и финансовыми доктринами, но и с рядом прорывных технологий. Наряду с мировым, в нашей стране начался циклический кризис, который не раз проявлял себя как фактор  влияния в развитых экономиках, но в новых российских реалиях  случился впервые. Его основная особенность – низкая фаза инвестиционной активности. Все это наложилось на кризис внешних шоков, случившийся вследствие  наблюдаемой  сегодня борьбы санкций и контр-санкций. По словам экономиста, переплетение всех трех кризисов несет  существенные сложности в реализации  экономической политики внутри страны, поскольку антикризисные меры для каждого из них могут нести разнонаправленный и противоречивый характер. Так, например, стимулирование  экономики посредством вливания денежной массы в одном случае будет полезно, а в другом губительно.

  Ответом на существующие вызовы в экономической сфере может стать  модель, описанная в терминах свободной предпринимательской деятельности,  стабильности налоговой системы, а так же гарантий для равноправного сотрудничества государства и бизнеса. «Это контуры того, что является экономическим предложением. Если перейти к приоритетам политики,  которая может его простимулировать, прежде всего я бы сказал о сохранении макроэкономической стабильности. Это тем более важно, что в отличие от развитых стран Запада, развитая экономика России сейчас не может подстегнуть развитие простыми денежными вливаниями. Для такого роста у нас нет  свободных мощностей и высокой безработицы, как это было, например, во время кризиса 1998 г. Поэтому здесь включаются более  сложные механизмы и возникает вопрос об отраслевых приоритетах. В их числе совершенно очевидно находятся транспортная и социальная инфраструктура.  При этом не стоит путать такое развитие с увеличением заработной платы в этих секторах. Вообще в России мы подошли к ситуации, когда заработная плата составляет более 50% в ВВП и это явный признак нездоровья экономики», - подчеркивает В. Мау.

  Еще одним важным фактором развития российской экономики ректор РАНХиГС считает  вопрос о стимулировании трудовой мобильности. «Мы находимся  в ситуации, когда население не растет, а его трудоспособная часть сокращается.  Самый простой ответ на этот вызов – это стимулирование внешней миграции. Но боле эффективная мера – доступ населения к точкам экономической активности, что, опять – таки, подразумевает развитие социальной и транспортной инфраструктуры» - отмечает он.

  В целом, полагает эксперт, сегодня экономические перспективы  России будет определять развитие человеческого капитала, а наиболее  целесообразным ответом на  внешнеполитические вызовы и санкционные меры должна стать либерализация. Такая практика  показала свою состоятельность на примере соседнего Китая, когда после расстрела студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. восточный сосед подвергся  серьезной критике со стороны западных партнеров.  Тогда в руководстве  КНР, напомним, рассматривались два сценария ответа на  санкции Запада: мобилизационный и либеральный. Выбор последнего из них, как показала практика, оказался наиболее разумным.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...