Новости

Лихорадка для экономики

  Национальная экономика Беларуси ищет лекарство от инфляции Экономику Беларуси лихорадит?

В опубликованном Аналитическим управлением Евразийского банка развития (ЕАБР) «Макромониторе СНГ» отмечается, что характерной особенностью практически для всех стран СНГ стало наблюдающееся в последнее время снижение  темпов развития производства в  промышленном секторе их экономик. Не обошла эта участь и члена Таможенного союза – Республику Беларусь. Особую опасность для экономики РБ представляет разгон инфляции.

      Рост цен в Беларуси, составивший в годовом выражении 55,6% в августе 2012-го, несколько замедлился по сравнению с показателями декабря прошлого года (108,7%). Однако инфляция продолжала оставаться значительно выше, чем в соседних странах. Инфляционная ситуация не демонстрирует признаков улучшения, предупреждают эксперты.

В Беларуси аналитики ЕАБР констатируют медленный рост ВВП. За 2-й квартал он увеличился на 2,7% в реальном выражении, по сравнению с 3,1% за 1-й квартал. Поэтому, как они полагают, показатели роста экономики следует считать слабыми. Показатели роста ВВП экономики страны снижались в течение III квартала. Если по итогам I полугодия ВВП вырос на 2,9%, то по итогам периода с января по август его прирост составил 2,5% к соответствующему периоду 2011-го. Поэтому аналитиков ЕАБР смущает запланированное властями страны ускорение роста ВВП в следующем году до 8,5%, что выше среднего значения этого показателя за предыдущее десятилетие (7,4%). Эксперты предполагают, что реальный прирост ВВП будет заметно ниже. Аналогичной точки зрения придерживаются и специалисты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), прогнозируя прирост ВВП Беларуси в 2013 году на уровне 2,5%. Этот прогноз на 0,5 п.п. ниже июльского прогноза банка. Вместе с тем данные цифры гораздо ниже, чем надежды руководства РБ.

По мнению экспертов, политика НББ приближается к черте, за которой может последовать стимулирование ускорения  роста цен в стране. Более того,  этот процесс, судя по всему, уже начался. Молоко и хлеб в один день, 27 октября, подорожали на 35%. Теперь литровый пакет дешевого молока стоит в стране как минимум 30 рублей, сметаны — 40, йогурта — 45–50. Килограмм хлеба в больших супермаркетах потребители еще смогут найти примерно за 30–40 рублей, а в деревнях и провинциальных городах его цена наверняка окажется в районе 50 рублей.  Речь идет о тех социальных товарах, которые в наибольшей степени влияют на настроения электората, и цены на которые местные власти сдерживали всеми силами два года подряд. При этом об очередном повышении цен власти объявили всего за два дня до вступления решения в силу.

  Как может показаться, внимание руководства РБ постепенно смещается с мер по стабилизации экономического положения в стране к стимулированию экономического роста. Однако в этом случае властям необходимо учитывать и всемерно стараться не допустить того, чтобы в условиях слабого платежного баланса и ограниченных возможностей страны по привлечению внешнего финансирования такое изменение политики привело к возрастанию негативных рисков для стабильности экономики.

Вместе с тем, председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова на недавней встрече с президентом Беларуси Александром Лукашенко обнадёжила его, сообщив, что на валютном рынке РБ ситуация улучшилась, последние дни Нацбанк покупал валюту, а белорусский рубль укрепился. При этом она обусловила это налоговыми днями и тем, что Национальный банк монетарными методами сжал денежную массу. Тем самым Н.Ермакова в завуалированной форме как бы предупреждала, что улучшение состояния валютного рынка следует оценивать как явление временное.  

Действительно, ставки по межбанковским кредитам в белорусских рублях превысили всякий разумный уровень, что не может продолжаться долго. В частности, за последние дни средняя ставка по рублевым кредитам сроком на 1 день доходила до 60,3% годовых. В связи с этим возникает вопрос, как долго смогут продержаться столь высокие ставки и как долго продержится стабилизация на валютном рынке?

На встрече с президентом Надежда Ермакова затронула вопрос об инфляции, сообщив, что та удерживается монетарными и рыночными методами. В частности, за период с января по 16 октября 2012 года потребительские цены выросли на 17,1%, а среднемесячный прирост составил 1,7%. Таким образом, глава Нацбанка проинформировала президента о переломе негативных тенденций на валютном рынке и политике Нацбанка. 

Однако, судя по официальному сообщению об итогах встречи, один вопрос президента остался без ответа. Александр Лукашенко поинтересовался у Надежды Ермаковой относительно развития ситуации с задолженностью нерезидентов перед белорусскими предприятиями. Тем самым, глава государства продемонстрировал осведомлённость в этом вопросе, уточнив при этом, что ему известны случаи несвоевременного возвращения в страну валютной выручки. Что ответила на этот довольно важный вопрос глава Нацбанка, осталось неизвестным.

Заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Дубков на пресс-конференции, состоявшейся 31 октября, заявил, что  спрос на доллары США, значительной выросший в августе-сентябре 2012 года, к концу октября, похоже, спал. Такой вывод сделан на основании того, что в последние дни месяца физические лица стали продавать больше наличной валюты, чем покупать. Вторя своему шефу, зампред правления поспешил сделать вывод, что на валютном рынке Беларуси наступил перелом негативной тенденции.

Кроме того, С.Дубков сообщил и об ослаблении другой негативной тенденции – перевода рублевых депозитов населения в валютные. Он сообщил, что 30 октября срочные депозиты у шести банков Беларуси, которые контролируют более 90% всего рынка депозитов, сократились всего на 13 млрд. BYR, что является небольшой суммой. А по депозитам в иностранной валюте идет приток вкладов, существенно перекрывающий отток вкладов в рублях. Сергей Дубков даже предположил, что в течение ноября отток рублевых вкладов удастся прекратить.

Однако предприятия, судя по итогам торгов валютами на Белорусской валютно-фондовой бирже, не спешат следовать примеру физических лиц. На бирже в конце октябре предложение валюты, если и выросло, но ненамного. То есть, несмотря на возросшие ставки по кредитам, собственники валюты пока предпочитают ее придерживать.  А это свидетельствует об одном: директора предприятий сомневаются в способности руководства Беларуси длительное время придерживаться жесткой денежно-кредитной политики.

В своем резюме к ежеквартальному прогнозу аналитики ЕБРР отмечают, что "белорусская экономика оправилась от глубокого кризиса 2011 года". Этому способствовали выход на единый курс, жесткая денежно-кредитная политика и снижение директивного кредитования госпрограмм, а также "пополнение критически низких золотовалютных резервов" за счет российских кредитов. Помимо того, несомненно, помогли Беларуси и полученные сверхдоходы от реализации углеводородной продукции. Тем не менее, обещанное повышение заработной платы в госсекторе может привести к новому витку макроэкономической нестабильности в будущем, отмечают эксперты ЕБРР.

А вот заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц  считает, что в последние месяцы в Беларуси резко упали рентабельность и чистая прибыль предприятий, задолженность по кредитам и займам в разы обогнала рост экономики.  Дополнительные проблемы возникли на рынке нефти и нефтепродуктов. В Таможенном кодексе Союзного государства была найдена лазейка, которая позволяла продавать растворители. Однако еще весной на союзном Совмине представители российской стороны официально высказали озабоченность по этому поводу. И с этого момента продолжение белорусами экспорта данного продукта стало восприниматься российским руководством ничем иным, как провокацией в свой адрес.

Что касается факторов, которые сегодня сильно влияют на национальную экономику и стабильность белорусского рубля, то Георгий Гриц выделяет следующие основные составляющие. Во-первых, 1,5 млрд. долларов, которые от Беларуси требуют вернуть за экспорт растворителей, являются уже отголоском. Беларусь эту сумму погасить в состоянии и к дефолту национальной экономики это не приведет. Другое дело, какую роль сыграло прекращение экспорта растворителей, которое позволяло формировать положительное сальдо национальной экономики. Факт остаётся фактом: уже в третьем квартале сальдо стало отрицательным.

Вторым фактором является повышение себестоимости белорусских товаров из-за кредитной эмиссии, которую стал проводить Национальный банк.

Третий фактор – неблагоприятная конъюнктура в связи с вступлением России в ВТО. Многие директора белорусских предприятий уже почувствовали, что условия работы значительно ужесточились. Эта тенденция имеет долгосрочный характер – в следующем году ситуация ужесточится еще сильнее, год спустя – еще… В связи с этим Беларусь ждут далеко не радужные перспективы. 

Совокупность перечисленных выше факторов может привести к тому, что уже к концу первого квартала 2013 годы доллар с нынешних 9 тысяч «скакнёт» до 13 тысяч рублей. Однако у государства есть возможность удержать в этот период курс и на уровне 9 тыс. рублей, но в этом случае потребуется привлечение каких-то внешних источников, которые прекратят девальвационную составляющую. Что это за источники? Можно, например, полностью прекратить инвестиционный импорт. Это не составит особого труда сделать в административном порядке, поскольку 70 процентов предприятий, формирующих ВВП, в РБ государственные. Помимо этого, рублю можно административно запретить импорт или административно не увеличивать заработную плату путем некомпенсации роста стоимости услуг ЖКХ, проезда и других коммунальных и социальных платежей. У основной части населения в итоге просто физически не будет денег на покупку импортных товаров и валюты. Правда, сам эксперт признаёт, что “эти методы, мягко говоря, неразумные и могут иметь только краткосрочный эффект".

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...