ОСАГО стало лучше, но труднодоступнее
С 1 октября условия, на которых автолюбитель приобретает полис обязательного страхования автогражданской ответственности, претерпели изменения. Водители от нововведений только выиграли, но теперь, чтобы приобрести заветный полис ОСАГО, им придется побегать.
С 1 октября 2014 года существенно выросли выплаты страховых компаний по ОСАГО владельцу автомобиля, попавшего в ДТП. Теперь водитель может получить за испорченное имущество до 400 тысяч рублей, против недавних 120 тысяч. Для страховых компаний данное нововведение оказалось прямым ударом по бизнесу, поэтому компании фактически потеряли к ОСАГО интерес.
Вадим Гимбут, руководитель Центра поддержки ФЦПС POLIS.St, на простом примере объясняет случившееся. «Поднятие лимитов до 400 тысяч рублей для страховщиков невыгодно. Так, страховщик продал ОСАГО за 3000 рублей – у него лимиты выросли на 300-330%, тарифы при этом поднялись на 23-30%, в зависимости от региона. По Санкт-Петербургу это вообще 19-23%. Получается, базовый тариф на полис вырос несоизмеримо с поднятием лимита страховщика. Если страховая компания раньше получала около 3000 рублей за полис ОСАГО и максимум могла заплатить 120 тысяч при вине своего клиента, то сейчас она получит 4000 рублей за полис и заплатит 400 тысяч, если его клиент разобьет дорогую машину. При этом, даже если в ДТП участвуют несколько машин, то эти 400 тысяч распространяются на каждого потерпевшего. То есть, при аварии с участием трех машин, две из них могут получить по 400 тысяч. А раньше было 160 тысяч на всех», - сообщил он корреспонденту ПРОВЭД.
С началом действия нововведений у водителей возникли неожиданные для них, но понятные для страховщиков, проблемы с приобретением полиса ОСАГО: купить страховку становится все сложнее. По словам Вадима Гимбута, если в Москве и Санкт-Петербурге приобрести полис можно относительно свободно, то в регионах водителям приходится «хорошенько побегать». «Страховщики стараются не продавать полис ОСАГО. По сути, его в регионах уже сейчас купить достаточно сложно, и, вероятно, будет все труднее. Даже по Санкт-Петербургу уже зафиксированы подобные случаи отказа страховщиков. Основная причина, которой такую ситуацию объясняют страховщики – это отсутствие бланков. Например, что их не успели распечатать или они просто закончились. Явно, нужные бланки у всех есть», - отмечает Вадим Гимбут.
Пытаясь «отбить потери», другие страховые компании начинают навязывать дополнительные услуги. Они объясняют клиенту, что компания-страховщик может продать полис ОСАГО только при одновременной покупке полиса страхования от несчастного случая. «Естественно, это неправомерно, потому как ОСАГО является публичным договором, отказать в заключении которого, страховая компания не в праве. Это обязательное страхование, которое каждый гражданин может купить в любой страховой компании без дополнительной платы. Покупатель может смело заявить, что не хочет приобретать страховку от несчастного случая и просить продать только полис ОСАГО», - советует эксперт.
Компании-страховщики, уверены эксперты, станут компенсировать потери от продаж ОСАГО. Они будут развивать другие виды страхования и снижать план продаж по ОСАГО. Прогнозировать снижение тарифов по КАСКО на фоне ситуации с ОСАГО эксперты точно не берутся. По словам Вадима Гимбута, вероятность уменьшения стоимости КАСКО составляет 50/50. «Если страховщики, в основном, занимались продажей полисов ОСАГО, то они будут пытаться сократить свои издержки, тем самым, они, скорее всего, наоборот, будут поднимать цены на другие виды страхования. В этой ситуации стоимость КАСКО может только вырасти», - заявил он ПРОВЭД.