Экономика

Морским портам санкции не помеха

Несмотря на неспокойную геополитическую ситуацию в мире, грузооборот портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области продолжает рост. Как отмечают эксперты, наиболее сильное воздействие ограничительные меры оказали на сектор автоперевозок и рефрижераторных контейнеров.

Согласно статистике, опубликованной на сайте Большого порта Санкт-Петербург, за первые восемь месяцев текущего года порты Петербурга и Ленобласти перевалили 140,8 миллиона тонн грузов, что на 6% больше показателя прошлого года.

Все порты, кроме Приморска, показали рост за первые 8 месяцев 2014 года. В частности, грузопоток порта Выборг вырос на 25% (до 12,1 миллиона тонн), грузопоток порта Усть-Луга - на 23% (до 49,4 миллиона тонн), грузопоток порта Высоцк - на 10% (до 12,1 миллиона тонн), грузопоток порта Санкт-Петербург - на 8% (до 40,9 миллиона тонн). Между тем, грузопоток порта Приморск с января по август текущего года - на 12% (до 37,3 миллиона тонн).

Напомним, в начале августа Россия ввела годовой запрет на импорт говядины, свинины, мяса птицы, молочной продукции, овощей и фруктов из США, Австралии, Канады и Норвегии и стран Евросоюза. Как отмечают эксперты, на грузооборот портов эти санкции почти не повлияли, потому что основная часть попавших под эмбарго грузов ввозилась автомобильным транспортом. Более того, санкции могут положительно отразиться на перевалке грузов, потому что замещать поставки из стран Евросоюза будут продуктами из Африки и Латинской Америки, которые выгодно возить морским транспортом.

Вне зоны доступа

Как сообщил ПРОВЭД директор по направлению логистика и аналитика ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин, в портах возможно сокращение грузопотока контейнеров, но оно будет незначительным. «Санкции - это сиюминутное, проходящее, если, конечно, со временем они не перерастают в постоянный фактор. Насколько я могу судить по оценкам экспертов, общее падение грузопотока контейнеров из-за санкций может составить порядка 7-9%. Это просто мелочи по сравнению с падением кризиса 2009 года», - говорит аналитик. «Сильнее санкции зацепили автоперевозчиков. Они и до санкций с трудом выживали, как будут выкручиваться сейчас, я не представляю», - отмечает он.

«Если смотреть по портам, кроме контейнеров, то эмбарго еще зацепило рынок импорта рыбы, фруктов и овощей, которые шли судовыми партиями. Падение заметное, но не катастрофическое. Громкие заявления о том, что Китай нас всех закормит, мы, если и увидим в грузопотоках, то не раньше начала следующего года, а, значит, статистику - где-то в конце первого квартала. Думаю, что с санкциями к тому времени что-то серьезно поменяется», - говорит Александр Головизнин.

На вопрос ПРОВЭД, за какие грузы в ближайшее время развернется борьба, эксперт отвечает: «С точки зрения борьбы за грузопотоки между портами, все остается по-прежнему. Борьба идет за контейнеры, уголь, удобрения, нефтянку».

Остались на плаву

Стоит отметить, для автоперевозчиков санкции – это еще не конец света. По словам начальника управления транспортных операций ГК Tamarix Сергея Попова, сейчас будет расти сектор внутренних перевозок, и многие игроки из-за большой конкуренции будут вынуждены уйти с рынка логистических услуг. С одной стороны, ускорится процесс налаживания логистической цепочки с несекционными государствами, в частности, со странами Азии. С другой стороны, неспособность перевозчиков быстро переориентироваться и найти новых поставщиков может привести к нехватке того или иного продукта на рынке.

По словам эксперта, в целом возможна общая стагнация в отрасли, однако есть и оптимистические перспективы. После переориентации на новые рынки возможен некоторый рост: к примеру, могут получить развитие такие ранее непопулярные транспортно-логистических решения, как использование универсальной упаковки, технологии перехватывающих складов и так далее. А также возможен пересмотр и оптимизация принципов договорных отношений с сетями, поставщиками и ТЛК, отмечает Сергей Попов.

 

Материалы по теме:

 Грузооборот в порту растет, а импорт легковушек - падает

 Российские автоперевозчики перестраиваются на внутренний рынок

 Грузопотоки из Европы могут заменить грузопотоки из Латинской Америки 

 
Партнеры: