Санкции аукнутся в 2015 году
На переориентацию продовольственных поставок в Россию уйдет, как минимум, два-три месяца, при этом в полной мере последствия взаимных санкций ЕС и РФ проявятся только следующем году, сообщила главный аналитик Департамента консалтинга «РосБизнесКонсалтинг» Людмила Симонова на прошедшем «Балтийском транспортном форуме».
«Замедление темпов роста российской экономики, введение взаимных санкций и внешнеторговых ограничений в связи с украинским конфликтом будут отрицательно влиять на динамику внешней торговли и спроса на международные грузоперевозки», - отметила аналитик. При этом, по словам Людмилы Симоновой, замедление экономического роста может оказаться еще более сильным, чем ожидается, потому что именно в 2015 году скажется «отложенный эффект экономических санкций». По прогнозам на 2015-2016 годы, темп роста российской экономики может достичь 1,5-2,2%. Для сравнения: темп роста экономики в развивающихся странах может составить 5,4-5,5%, в развитых странах - 2,4-2,5%, темп роста мировой экономики - 3,4-3,5%.
Путь намечен
Замедление темпов роста рынка транспортно-логистических услуг стало намечаться уже в прошлом году, причем, еще до введения Россией «продуктовых санкций», стали заметно сокращаться поставки из Евросоюза. «В первом полугодии 2014 года импортный грузопоток из Евросоюза сократился на 10,6%», - сообщила эксперт.
Естественно, во второй половине текущего году прогнозируется еще большее ухудшение показателей работы транспортного комплекса. В частности, к концу года ожидается снижение грузовой базы, нулевой или минимальный рост грузооборота и падение рынка транспортно-логистических услуг на 7,6%.
Значительный удар при этом ощутят автоперевозчики, потому что большую роль в доставке импортных грузов из стран Евросоюза играл именно автомобильный транспорт: в прошлом году его доля в импорте продовольствия из ЕС превысила 54%, достигнув почти 4 миллиона. Для сравнения: весь объем импорта продовольствия из Евросоюза в 2013 году составил 7,28 миллиона тонн, а совокупный объем импорта из ЕС – 27 миллионов.
В целом в 2014-2017 годах ожидается дальнейшее сокращение импортного грузопотока из Евросоюза (включая продовольствие и технологическое оборудование) и снижение объемов международных и внутренних перевозок в целом. Также прогнозируется сокращение объемов международных автомобильных перевозок на европейском направлении, при этом ожидается повышение значения портов Северо-Запада и Юга России в перевалке продовольствия и сырья из развивающихся стран и увеличение грузопотоков из Китая наземным транспортом (прежде всего, железнодорожным). В среднесрочной перспективе, по мере реализации программы импортозамещения, также возможно увеличение объема внутренних перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом, отмечает аналитик.
Доля импорта ЕС
Несмотря на то, что новые страны-поставщики продовольствия в Россию уже наметились, но на полную переориентацию поставок уйдет, как минимум, два-три месяца, отмечает Людмила Симонова. Напомним, импортную продукцию, которая попала в под запрет, планируется заменить поставками из Латинской Америки (к примеру, из таких стран, как Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили и так далее), Турции, а также частично - из Китая, Ирана, Израиля и Египта.
По словам аналитика, поставки из Евросоюза занимали большое место в импорте продовольствия в Россию: об этом свидетельствуют данные прошлого года. Так, в 2013 году на долю ЕС приходилось 28,4% поставок продовольствия в Россию. Стоит отметить, в эту цифра включает не только поставки продуктов питания, но и напитки и табачные изделия, которые под санкции не попали. Но, тем не менее, если посмотреть на цифры по отдельным позициям из запрещенного списка, то можно увидеть, что объем импорта был достаточно велик. А именно: доля импорта мяса оставила 36,7%, молока и яиц - 33,3, овощей - 30,5%, фруктов - 24,3%, рыбы и морепродуктов меньше - всего 13%.