ТН ВЭД - рычаг давления на бизнес и тормоз отечественного производства
ТН ВЭД – единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза имеет неточности, ошибки, расхождения основной части и примечаний, создающие возможность для неоднозначной трактовки и отнесения того или иного товара к различным кодам. Это не секрет, ни для представителей бизнеса, ни для таможенников. Вчера в Петербурге за круглым столом эксперты и участники ВЭД обсуждали проблемы бизнеса, возникающие при работе с ТН ВЭД, и возможные механизмы преодоления их. В перерыве генеральный директор ЗАО "Русский Логистический Провайдер" Руслан Кисс пообщался с обозревателем ПРОВЭД и поделился мнением о том, почему ТН ВЭД не торопятся приводить в порядок.
Существующая организация и идеология таможенного администрирования помещает участника ВЭД в агрессивную среду в принципе, считает Руслан Кисс. «Ради справедливости стоит сказать, что на сегодняшний день очень сложно даже теоретически нарисовать такую цепь поставки, в которой можно было бы учесть все возможные риски и попробовать поработать так, чтобы безбарьерно груз был доставлен из точки А в точку B. Причем абсолютно одинаково по импорту и по экспорту», - уточнил он.
«Проблемы ТН ВЭД существуют с советских времён. Когда были «дикие времена», начало 90-х, к этому отнеслись прохладно. Потом начался этап перемещения Российской Федерации по различным объединениям: Таможенный союз, ВТО и другие. Но при этом ничего не было сделано, чтобы был выстроен механизм конкретизации ТН ВЭД», - пояснил нам предприниматель.
«В итоге, - считает Руслан Кисс, - в условиях взаимодействия бизнеса и таможни в товарной номенклатуре, определении классификации кодов образовалась зона конфликта интересов. Потому что в ней встретились коррупционные таможенники и не совсем честный бизнес. И той, и той части выгодны разночтения и ошибки в ТН ВЭД, чтобы была двоякость и возможность использовать её в ту или другую сторону».
«Возможность играть с кодами позволяет таможне давить на бизнес, работать по тем правилам, которые выгодны таможне. А бизнесу опять же даёт лазейки, возможность находить более низкие ставки», - объяснил участник ВЭД. При этом надо понимать, что представители ВЭД, во всяком случае многие из них, готовы к тому, чтобы были внесены измения в систему кодификации товаров и в отношения экспортёров-импортёров и таможни в этом поле.
«На данном этапе необходимо понимать, какой стратегии придерживается государство, какая функция для него важнее: фискальная или регулирующая. Сейчас в таможенном администрировании преобладает фискальная. Государство ни в лице Минпромторга, ни в лице Минэка не ориентируется на защитно-регулирующие функции. А музыку заказывает ФТС на сбор налогов. Это порождает ситуацию, когда таможне выгодно трактовать код товара в сторону завышения пошлины», - считает бизнесмен.
Также он уверен, что товарная номенклатура сегодня – это один из основных барьеров развития экспортного потенциала и развития отечественного производства. «Потому что сами процедуры экспортного оформления, классификации кодов, сертификации и всего остального настолько административно тяжелы, что предпринимателю не остаётся ничего иного кроме как привлекать посредника, которому он вынужден платить. И он изначально находится в более проигрышном положении по стоимости своей продукции в отношении к иностранным производителям аналогичного товара», - пояснил Руслан Кисс.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка