Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ \"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации\" вносятся изменения в 24 законодательных акта, в том числе в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В частности, обращаем внимание участников ВЭД на новую редакцию части 2 статьи 16.2 КоАП:
Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Анализ новой редакции данной статьи позволяет сделать некоторые выводы:
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении с ответственностью, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП, в том числе может послужить решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости или решение о классификации товара.
Основанием для предоставления декларанту таможенных преференций в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза является факт происхождения товара из страны, которая согласно законодательству РФ включена в перечень стран, пользующихся системой тарифных преференций. Указанный факт должен быть подтвержден специальным документом – сертификатом происхождения товара по форме «А».
В случае сомнений таможенного органа относительно страны происхождения товара (как показывает практика, таможенный орган зачастую безосновательно, по надуманным причинам не принимает сертификаты страны происхождения, выданные уполномоченными органами государств участников пользователей системы таможенных преференций) помимо отказа в предоставлении таможенных преференций у таможенного органа появляется предусмотренное законом основание для возбуждения дела по ч. 2 ст. 16.2 КоАП, которым он, безусловно, воспользуется. То есть, в данном случае налицо факт законного возбуждения дела об административном правонарушении, предтечей которого явились незаконные действия должностных лиц по отказу в принятии сертификата страны происхождения.
Законодатель, используя абстрактную формулировку «другие сведения», фактически предоставляет право таможенному органу возбудить дело об административном правонарушении при произвольном понимании последним перечня необходимых документов для таможенного оформления. Применимая формулировка нормы права не исключает привлечение к административной ответственности за ошибку в расчетах таможенных платежей.
В настоящее время под давлением таможенных органов участники ВЭД вынуждены принимать незначительные корректировки таможенной стоимости с целью скорейшего выпуска товара. Изменения, внесенные в комментируемую статью КоАП, позволяют утверждать, что любые действия участников ВЭД, которые он совершает под давлением таможни или «по совету» таможенного органа, целью которых является скорейший выпуск товара, на самом деле приведет к целому ряду административных дел в их отношении, что в свою очередь послужит причиной возникновения колоссальных убытков для участников ВЭД.
Необходимо отметить, что в случае возбуждения дела об административном правонарушении по одному из указанных выше оснований у таможенного органа есть право на арест или изъятие товара, являющегося предметом административного правонарушения. Например, в случае неправильного указания кода ТН ВЭД предметом административного правонарушения будет являться весь товар.
Специалисты юридической компании «KB Group» рекомендуют участникам ВЭД внимательно ознакомиться с новой редакцией законодательных актов и осуществлять процесс таможенного оформления с учетом настоящих изменений и дополнений. Мы будем рады помочь Вам ответить на возникшие вопросы и предложить порядок действий, направленных на защиту Ваших коммерческих интересов.
kbgroup.net